Практиковалось ли трудоустройство людей с физическими недостатками в компании форда

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

При найме работников в компании Форда отсутствовала дискриминация по состоянию здоровья, образованию, знанию английского языка, цвету кожи, вероисповеданию, национальности и гражданству, а также по наличию судимости. Практиковалось трудоустройство людей с физическими недостатками, в том числе инвалидов войны.

Осуществленная компанией классификация всех видов работ показала, что из 7 882 различных операций 3 595 не требуют от работника физического напряжения, 670 могут выполняться людьми без обеих ног, 2 637 – с одной ногой, 715 – с одной рукой, 2 – без обеих рук, 10 – слепыми. В ноябре 1917 г. среди рабочих насчитывалось более 6 тыс. инвалидов (18%), из которых 85% хорошо справлялись с работой. С тех пор трудоустройство инвалидов стало традицией компании.

Социальная программа принесла ощутимые плоды. По данным социологического отдела, сумма сбережений и денег, вложенных в дома и земельные участки, в расчете на одного рабочего компании выросла за январь 1914 – январь 1917 гг. более чем в 3,5 раза. Процент англоговорящих поднялся с 64 до 88, получивших гражданство США – с 34 до 49, а лиц с нормальными жилищными условиями – с 47 до 88. Доля рабочих с “хорошими привычками” к 1917 г. превысила 79%, семейных рабочих – выросла с 59 до 70%. В начале 1917 году 4% рабочих имели собственные дома и 27% приобрели их в кредит.

В начале 20-х годов рост спроса на рабочую силу обусловил повышение постоянной части заработка, так что стимулирующая роль надбавки резко упала. После первой мировой войны инфляция обесценила дневной заработок даже в 6 долл., а платить более высокую ставку компания уже не могла. Форд решил, что при поточном производстве более важное значение имеет жесткая дисциплина. Рабочих стали увольнять за малейший проступок.

Но Форд не был бы Фордом, если бы ограничился только лишь карательными мерами. Компания Форда взять на себя расходы по обустройству быта горняков и лесозаготовителей, не снижая оплаты их труда. Она строила общежития и семейные коттеджи с отоплением, электричеством, водопроводом и канализацией, которые сдавала в аренду, а также магазины, школы, больницы, спортивные площадки, дороги (совместно с властями штатов).

В отличие от других предпринимателей Форд понял, что главное в производстве автомобилей не высокий уровень их технической оснащенности, а люди, работающие на предприятии. Он применил революц

Он стал революционером не только в автобизнесе, внедрив конвейерное производство, но и в обществе, изменив сознание людей.

Дал работу инвалидам

Самый масштабный, на мой взгляд, поступок, который совершил Форд в своей деятельности - дал работу инвалидам (в далеком 1914 году), при этом поставив их наравне со всеми, "со здоровыми продуктивными работниками" (цитата автора из его книги "Моя жизнь, мои достижения").

"Телесные недостатки не являются основанием для отказа кандидату в работе" - цитата из его книги и принцип, которым Форд руководствовался в менеджменте, и который используется обществом во всем мире с тех самых времен. А ведь это было больше 100 лет назад!

Основная идея заключалась в том, чтобы подобрать человеку "идеальную" должность, с которой он справится несмотря на отсутствие, например, руки, ноги или слуха. Таким образом, все сотрудники будут иметь равные права и возможности на карьерный рост и успех в своем деле.

Форд проводил много опытов, измеряя производительность труда инвалидов и пришел к выводу, что иногда они работают эффективней абсолютно здоровых. Например, лежащих в больнице садили на кровать и давали им прикреплять винты к маленьким болтам, с чем они справились ничуть не хуже служащих на фабрике, по словам Генри Форда.

Был противником благотворительности, давал возможности, а не "подачки"

"Нужно давать людям удочку, а не рыбу" - так считал Генри Форд, и вместо того, чтобы подавать милостыню, строил по всей стране заводы, создавая огромное количество рабочих мест для всех категорий граждан.

Мне кажется, этот подход достоин уважения и похвалы. ведь именно такой принцип ведения бизнеса является гуманным, мотивирует людей на труд и открывает много возможностей для человека любого возраста, пола, статуса и позволяет абсолютно каждому улучшить свой уровень жизни.

Возможно я буду не права в своем последующем высказывании, но, в нынешнем мире такого нет, по-моему. Для трудоустройства, как минимум, требуется гражданство/высшее образование/опыт/связи и так далее. Работодатели готовы предоставить рабочие места "лучшим из лучших", но точно не каждому желающему.

Применял нестандартные практики менеджмента

В поисках лучших методов управления бизнесом Форд проводил необычные эксперименты. Например, для увеличения эффективности труда на одном из своих заводов он установил зарплату рабочим за то время, которые они бездельничали. Нелогично? Объясню.

Команда рабочих, которым посчастливилось получать гонорар за безделье - это сервисная бригада (ремонтники), которая отвечала за бесперебойную работу конвейера. Их задача - сидеть в и ждать, пока не загорится красная кнопка, символизирующая поломку на заводе. Они получали деньги за время, которое проводили в комнате отдыха.

В их обязанности входило оперативно сделать ремонт, чтобы поддерживать беспрерывный производственный процесс. Поэтому, как только появлялся сигнал, счетчик начисления зарплаты выключался и сотрудники устраняли поломку максимально быстро и качественно, чтобы вернуться в комнату.

Искренне хочу, чтобы этот принцип применяли в наше время! Представляете, в каких бы мы потрясающих условиях жили? Прорвало батарею? Не нужно часами ждать посыльного из УК или ЖКХ, если ему платят за отдых, а не за работу. Такой метод, как мне кажется, применим во многих сферах разных бизнесов.

Восхищаюсь американцем и всем советую прочесть его труд под названием "Моя жизнь, мои достижения". Возможно, вас тоже вдохновят его идеи и вы почерпнете много полезных и практичных мыслей.

Что думаете по поводу перечисленных достижений? Буду рада, если поделитесь мнением в комментариях!

История успеха Генри Форда кажется невероятной. Юноша без высшего образования из семьи простого фермера стал известным изобретателем, построил автомобильную империю. Благодаря усилиям Форда машина из предмета роскоши превратилась в доступное средство передвижения.

Генри Форд появился на свет 30 июля 1863 года в пригороде Детройта в семье иммигрантов. Его отец был ирландцем, а мать происходила из бельгийской семьи. Родители Генри с семью детьми жили за счет собственной фермы.

Генри Форд появился на свет 30 июля 1863 года в пригороде Детройта в семье иммигрантов. Его отец был ирландцем, а мать происходила из бельгийской семьи. Родители Генри с семью детьми жили за счет собственной фермы.

1876 году умерла мать Генри, которую он очень любил. В 16 лет Форд-младший уехал в Детройт и на 4 года устроился учеником в механическую мастерскую. Окончив обучение, молодой человек вернулся на ферму, но продолжал мечтать об изобретениях.

1876 году умерла мать Генри, которую он очень любил. В 16 лет Форд-младший уехал в Детройт и на 4 года устроился учеником в механическую мастерскую. Окончив обучение, молодой человек вернулся на ферму, но продолжал мечтать об изобретениях.

Томас Эдисон был кумиром Форда. Впервые они встретились на конгрессе в 1887 году. Эдисон поддержал молодого изобретателя в стремлении разработать доступный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Даймлер и Бенц уже собрали машину с подобным мотором, но Генри решил пойти своим путем.

Первую модель автомобиля Форд создает в 1893 году. Машина имела двухцилиндровый двигатель и облегченные колеса. Ходят слухи, что авто было настолько велико, что не могло выехать из гаража. Во время испытаний агрегат проехал 96 км на 12 литрах горючего без дозаправки, развил скорость до 32 км/час. Для налаживания производства требовался собственный завод. Генри пытался привлечь покупателей, но машина не вызывала у них интереса.

Ford Motors Company
Собрав первую модель качественного и недорогого автомобиля, Генри Форд ищет способ прорекламировать его. Он участвует в автогонках. Победа приносит ему известность, первых покупателей и инвесторов.

В 1903 году изобретатель зарегистрировал Ford Motors Company. Успех пришел не сразу. Первые годы велись судебные разбирательства. Конкуренты утверждали, что Форд нарушил патентное и лицензионное законодательство, но новоиспеченный промышленник доказал, что его двигатель имеет другую конструкцию.

В лидеры рынка Форду удалось выйти после стандартизации деталей и внедрения сборочного конвейера в 1913 году. Сборка выполнялась на уровне пояса рабочего с использованием установок, внедренных Генри. Благодаря новшествам производительность завода увеличилась на 40–60%. Сроки сборки автомобилей сократились в несколько раз, что позволило снизить цену на 300-400 долларов. Это существенно, учитывая, что средняя зарплата рабочего в то время составляла 100 долларов.
Управленческие решения Форда

В 1914 году Генри Форд поднял заработную плату работников до 5 долларов в день. Высокий уровень зарплат поддерживался даже в кризисные времена. Это позволило повысить мотивацию сотрудников и увеличить производительность труда. Текучесть кадров снизилась, и компания сэкономила на обучении персонала. Для семей сотрудников был построен комфортабельный поселок. Благодаря верным управленческим решениям промышленник перетянул к себе лучших специалистов с других заводов.

Форд не только заботился о своих сотрудниках, но и устанавливал жесткие требования. На заводах была внедрена система бонусов за здоровый образ жизни. Рабочие-трезвенники ежедневно получали прибавку в размере 25-75 центов к заработной плате. Генри без разговоров увольнял пьющих людей или утаивающих деньги от семьи.

Конфликты с профсоюзами вынудили Форда отойти от дел в 1930-е годы. Он передал Ford Motors Company своему сыну Эдселу. Идеи Форда обсуждались по всему миру, активно внедрялись в промышленности и предпринимательстве.

Одним из самых удачных событий в жизни Генри Форд считал встречу со своей любимой. Женитьба на Кларе Брайант состоялась в 1887 году. Супруги прожили вместе всю жизнь. Клара была надежным другом и музой Форда. Ее советы не раз заставляли Генри поменять свое мнение или взглянуть на ситуацию под другим углом.

Интересные факты о Генри Форде

Форд любил беседовать с индийским монахом садху. С 26 лет Генри верил в реинкарнацию, что публично подтвердил в интервью журналу San Francisco Examiner. Промышленник активно интересовался ведической культурой и был вегетарианцем.

В 1938 году Форд получил Железный крест – один из высших орденов рейха. Это был знак расположения гитлеровского режима, награда за идеи. Известно, что промышленник вкладывал деньги в развитие немецкой промышленности, производил военную технику. Но это делали и другие американские компании, например, вклад General Motors был куда больше. В 1940-е годы Генри пересмотрел свои взгляды и отказался от антисемитских настроений.

Работа содержит 1 файл

Генри Форд прежде всего символ организационного и технического прогресса.docx

“Провинившегося” предупреждали, лишали на месяц надбавки и устанавливали за ним наблюдение. Если за это время он исправлялся, ему возвращали деньги полностью, если нет, то испытание продолжалось, а возвращаемая по исправлении сумма урезалась. За 6 мес. “плохого поведения” работника увольняли, но “раскаявшегося” обычно восстанавливали, давая шанс начать все сначала.

Надбавку редко присуждали сразу, но возможность ее получения побуждала рабочего следовать всем рекомендациям компании – научиться бережливости, чистоплотности, выкраивать деньги на хорошее жилище (трудолюбивым и непьющим предоставлялась для этой цели небольшая ссуда). Для иммигрантов являлось обязательным изучение английского языка на бесплатных курсах (где “на общественных началах” преподавали добровольцы из числа служащих компании), а желательным – получение американского гражданства. Собственный дом и автомобиль “форд” считались высшим достижением. “Приманка” срабатывала: к концу 1916 г. почти 90% рабочих получали 5 долл. в день.

При найме работников в компании Форда отсутствовала дискриминация по состоянию здоровья, образованию, знанию английского языка, цвету кожи, вероисповеданию, национальности и гражданству, а также по наличию судимости. Практиковалось трудоустройство людей с физическими недостатками, в том числе инвалидов войны.

Осуществленная компанией классификация всех видов работ показала, что из 7 882 различных операций 3 595 не требуют от работника физического напряжения, 670 могут выполняться людьми без обеих ног, 2 637 – с одной ногой, 715 – с одной рукой, 2 – без обеих рук, 10 – слепыми. В ноябре 1917 г. среди рабочих насчитывалось более 6 тыс. инвалидов (18%), из которых 85% хорошо справлялись с работой. С тех пор трудоустройство инвалидов стало традицией компании.

С разрешения судебных органов и тюремного начальства отлучаться на завод Форда могли даже заключенные, зарабатывая как и другие работники, но с условием отбывания установленного срока.

Социальная программа принесла ощутимые плоды. По данным социологического отдела, сумма сбережений и денег, вложенных в дома и земельные участки, в расчете на одного рабочего компании выросла за январь 1914 г. – январь 1917 г. более чем в 3,5 раза. Процент англоговорящих поднялся с 64 до 88, получивших гражданство США – с 34 до 49, а лиц с нормальными жилищными условиями – с 47 до 88. Доля рабочих с “хорошими привычками” к 1917 г. превысила 79%, семейных рабочих – выросла с 59 до 70%. В начале 1917 г. 4% рабочих имели собственные дома и 27% приобрели их в кредит.

В начале 20-х годов социальная программа компании Форда сошла на нет. Рост спроса на рабочую силу обусловил повышение постоянной части заработка, так что стимулирующая роль надбавки резко упала. После первой мировой войны инфляция обесценила дневной заработок даже в 6 долл., а платить более высокую ставку компания уже не могла. Сам Форд охладел к “альтруистическому” эксперименту, решив, что при поточном производстве более важное значение имеет жесткая дисциплина. Рабочих стали увольнять за малейший проступок. Потогонная система восторжествовала.

Все это, однако, не помешало компании Форда взять на себя расходы по обустройству быта горняков и лесозаготовителей, не снижая оплаты их труда. Она строила общежития и семейные коттеджи с отоплением, электричеством, водопроводом и канализацией, которые сдавала в аренду, а также магазины, школы, больницы, спортивные площадки, дороги (совместно с властями штатов).

В 30-е годы, увлекаясь сельским хозяйством, Форд стал одним из крупнейших землевладельцев в США. Он интересовался мелиорацией, селекцией растений, агрохимией, получением новых материалов “из того, что можно найти в лесу или в поле”. По его заданию специалисты инженерной лаборатории переработали сою в прочный материал типа пластмассы, построив из него экспериментальный автомобиль, на котором можно было ездить.

Форд предлагал заменители традиционных материалов – пластмассу из органических веществ вместо металла, молоко из сои, этиловый спирт из зерна и картофеля вместо бензина, формовку кирпичей из земли, извлекаемой при рытье котлована. На лесных промыслах он создал практически безотходные, экологически чистые производства, а служба утилизации использовала почти без остатка старые автомобили, металлический и деревянный лом, опилки, разнообразный мусор. Собственные фермы Форда стали площадками для самых различных опытов, окупаясь продажей продуктов питания. Он уделял внимание благоустройству местности, где располагались его владения. Десятки миллионов долларов жертвовались на частные школы с практическим уклоном (механика для мальчиков, домоводство и уход за больными для девочек).

Оценивая социально- экономические эксперименты Генри Форда, необходимо иметь в виду, что в период становления индустриального общества предпринимательская благотворительность и патернализм в разных странах преследовали прежде всего одну цель – интегрирование рабочих в систему капитализма. Особенность действий Форда состояла в том, что он сделал упор не на благотворительность и бесплатные социальные услуги, а на более высокий заработок и индивидуальную ответственность рабочего за свое благополучие. Контролируемая надбавка не просто увеличивала доход, но и прививала навыки рационального потребления, отвечавшие условиям жизни в индустриальном обществе. Критериями ее эффективности являлись ценности американского среднего класса.

Дилетантизм и самомнение не раз подводили “автомобильного короля”. Попытки перехода на “даровую” энергию и материалы оборачивались непомерными затратами или оказывались безрезультатными, отвлекали капиталы и людей от основного бизнеса, но Форд предпочитал задуманные им проекты выводам науки. Вместе с тем пытливость ума при неограниченных финансовых возможностях позволила ему стать незаурядным рационализатором и естествоиспытателем.

Читая книгу легендарного американца Генри Форда – кто такой, думаю, разъяснять не стоит, нахожу его мысли интересными и до сих пор актуальными, хотя с большинством выводов Форда согласиться не могу. Большее невосприятие у меня как менеджера-экономиста вызывают его суждения о принципах экономики, ценообразования, развития предприятия. Нет, меня не смущает то, что Генри Форд – один из самых богатых в прошлом людей Америки и успешный бизнесмен, а мне никогда не сравниться с ним в успешности бизнеса. Просто испытав однажды единственный, не спорю, хороший инструмент и получив подтверждение его успешности, Форд считает идиомой, что это и есть самый эффективный путь развития бизнеса. Ну да Бог с ним, разговор не о том. Интересны рассуждения Форда о людях с ограниченными возможностями или, как он называет – с телесными недостатками. Вот цитата:

Ну, как вам рассуждения и принципы 101 лет назад? Где же наши достижения гуманизма и социальные завоевания? Уже тогда, без всяких квот и профсоюзов, Форд реально предоставил реальные равные возможности для труда и получения дохода всем категориям граждан.

Ладно, вернёмся к Форду и почитаем, что он ещё пишет:

«Чтобы точно определить действительные условия, я велел детально классифицировать различные функции в нашем производстве, с точки зрения требуемой работоспособности, является ли физическая работа лёгкой, средней или трудной, влажная она или сухая, а если влажная, с какою жидкостью связана; чистая она или грязная, вблизи печи -- простой или доменной, на чистом или дурном воздухе; для двух рук или для одной, в стоячем или сидячем положении; шумная она или тихая, при естественном или искусственном свете; требует ли она точности; число часов для обработки отдельных частей, вес употребляемого материала, необходимое при этом напряжение со стороны рабочего. Оказалось, что в данное время на фабрике было 7882 разного рода функций. Из них 949 были обозначены как трудная работа, требующая абсолютно здоровых, сильных людей; 3338 требовала людей с нормально развитой физической силой. Остальные 3595 функций не требовали никакого телесного напряжения; они могли бы выполняться самыми хилыми, слабыми мужчинами и даже с одинаковым успехом женщинами или подростками. Эти лёгкие работы, в свою очередь, были классифицированы, чтобы установить, какие из них требуют нормального функционирования членов и органов чувств, и мы констатировали, что 670 работ могут выполняться безногими, 2637 людьми с одной ногой, 2 -- безрукими, 715 -- однорукими, 10 -- слепыми. Из 7882 различных видов деятельности 4034 требовали известной, хотя бы не полной физической силы. Следовательно, вполне развитая промышленность в состоянии дать максимально оплачиваемую работу для большего числа пригодных рабочих, чем, в среднем, можно найти в человеческом обществе.

Вот уж любитель всё систематизировать и анализировать… Это ж нужно было проанализировать десяток тысяч операций ради того, чтобы решить, куда кого посадить? Теперь обратим внимание на цифры и соотношения. Американец, конечно, прав, что результат в разных отраслях экономики может быть разным, но даже такое исследование довольно показательно. Из всех операций около 45% доступны для инвалидов разной степени, но из них 18,5% могут выполняться безногими, 73% - с одной ногой, 20% - людьми без рук, и только 2 и 10 операций соответственно для безруких и слепых, что составляет меньше 0,1% от всех доступных для инвалидов операций.

Недавно принимал участие в обсуждении проблемы трудоустройства инвалидов. Так вот, из инвалидов 3 группы трудоустроено около 75%, что, практически, равняется естественному проценту занятости населения. А вот инвалидов 2 группы уже занято всего 35% и первой группы – 3,5%. Зная реальную ситуацию с занятостью незрячих, могу утверждать, что из этих 3,5% занятых инвалидов 1 группы – половина или больше заняты фиктивно, то есть просто числятся, закрывая квоту, получают какую-то копеечку, но на работу не ходят.

Вот показательный пример работы для слепого того времени. Ну, от плетения корзинок и прочего эта операция отличалась, видимо, только доходностью для исполнителя, а не чем-то иным. Действительно, на таких операциях незрячие, с их повышенным тактильным восприятием, показывают высокие результаты. Однако теперь такие работы выполняют автоматы, которым не нужно платить зарплату. Да и сложно представить себе человека, мечтающего о такой работе, ведь в эпоху всеобщей гуманизации мы должны думать не только о хлебе насущном для инвалида, но и об удовлетворении других его потребностей, к примеру, из перечня психолога Маслоу. Иными словами, работа не только должна приносить доход, но и удовлетворение, давать возможность самореализации человеку. Реализовать же себя в подсчёте гаек ещё тяжелее, чем в плетении веников.

«Эта экономическая система помощи и сбережений может быть расширена и дальше. В общем, само собою разумеется, что, в случае увечий, рабочий должен быть признан неработоспособным и ему должна быть определена рента. Но почти всегда имеется период выздоровления, особенно при переломах, когда он вполне способен работать, а обычно и стремится к работе, так как даже самая высшая рента за увечье не может все-таки равняться нормальному еженедельному заработку. Иначе это означало бы дальнейшее перегружение издержек производства, которое, несомненно, должно было бы сказаться на рыночной цене продукта. Продукт имел бы меньший сбыт, и это повело бы к уменьшению спроса на труд. Таковы неизбежные последствия, которые всегда надо иметь в виду.

Вот изверг, правда? Лежачих больных заставил работать, хоть и не заставлял, говорит. А ведь и с этим согласен. И не только я. Слышал о случае в харьковской мэрии, когда один из чиновников не явился на работу из-за перелома руки, а всем известный Геннадий Адольфович искренне удивился такой причине прогула. Сказал - ты ж не голову поломал, а руку. А на работе можно и нужно головой работать – чтобы через полчаса был! Человек только на дачу намылился свою руку лечить, а тут такой облом…

А вот объяснение работникам Министерства и Фонда социальной защиты населения, почему предприятия УТОГ процветают, а УТОС – влачат существование. Человек это понял 100 лет назад.

Сейчас в работе находится проект изменений в действующее законодательство относительно трудоустройства инвалидов и, в частности, предлагается засчитывать одного трудоустроенного инвалида с тяжёлыми психическими нарушениями как двух трудоустроенных инвалидов, что позволяет работодателю закрыть четырёхпроцентную квоту на трудоустройство инвалидов. Это же предлагал я в отношении инвалидов 1 группы по зрению, которые практически все являются тотально незрячими и слабоконкуретными на рынке труда из-за необходимости приспособления рабочего места, ограниченной способности работать с документами, повышенной вероятности получения травмы и пр. Альтернативой такому решению могло бы стать принятие программы обеспечения незрячих специалистов сопровождающими, секретарями или помощниками, всё равно как это назовут, лишь бы слепой человек мог безопасно добраться до рабочего места, справится с любым заданием, воспользовавшись в случае необходимости помощью зрячего помощника, без приключений вернулся бы домой с работы, сделав по пути необходимые закупки или решив другие дела. Нужно ведь учесть и тот факт, что инфраструктура наших городов, а тем более – посёлков и сёл, совершенно не приспособлена для самостоятельного и безопасного передвижения незрячих. Нет тактильных указателей, нет звуковых маячков, редкие светофоры подают звуковые сигналы, да и это зачастую нивелируется "высочайшей культурой и законопослушностью" наших водителей.

Вот такие дела, господа. Мы делаем что можем: принимаем участие в анализе законопроектов или проектов подзаконных актов в отношении инвалидов, на местном уровне стараемся что можно озвучить или отактилить, первыми организовали службу сопровождения незрячих в городе Харькове. Опыт не удалось широко распространить из-за серьёзной нагрузки и необходимого уровня квалификации сотрудников организации, на базе которой служба могла бы функционировать. Сейчас мы даже занялись поставками тифлотехники, тактильной плитки и других указателей, в Украине только-только начало развиваться это движение и то теперь приостановленно войной и тяжёлым экономическим положением. Вот так и живём: "делай, что можешь, и будь что будет"…

Читайте также: