Форд т своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Модель делается по сканам (Supermodel magazine). Как-то проще.
Насчет фото, если это Форд-Т Фаетон, будут как раз очень уместны. М-да, когда-то делал модели строго по журналу и инструкции - без "отсебятины" и покраски. Но уж теперь ставка только на сходство с оригиналом и конкуренцию с металлом или пластиком.

Покрасил раму, колеса. Требуют доводки, но это немножко позже.

Интересно, резину я сделал белой, как было на Фордах-Т 1908 года, а в журнале она черная.
Двигатель (почти 3-литровой), задний мост и радиатор. Мост один раз переделывал наново. И-за своей невнимательности сделал его на 4мм короче и увидел это только когда рессора упиралась в барабаны.

Свою первую автомобильную фирму с названием Detroit Automobile Company Генри Форд основал в далёком позапрошлом веке — в 1899 году. Правда, через год компания обанкротилась, однако Форд успел за это время выпустить несколько гоночных машин — великий предприниматель прекрасно понимал, что без массовой рекламы автомобилей, которую в то время обеспечивали исключительно рекорды скорости и победы на автогонках, большого спроса на автомобили фирмы не будет. И в 1901 году на очередных соревнованиях Генри Форд сумел на своей машине под названием F-999 обогнать знаменитого американского автогонщика, чемпиона США Александра Уинтона.

В 1903 году Генри Форд основал более солидную фирму под названием Ford Motor Company, учредителями которой стали двенадцать бизнесменов (в их числе — братья Джон и Гораций Додж, занимавшиеся производством двигателей), сам же Форд стал вице-президентом новой компании, её главным инженером и при этом держателем 25,5% акций. Производство автомобилей разместили в Детройте, в помещении бывшей фабрики по изготовлению конных повозок и фургонов.

Генри Форд у 10-миллионного автомобиля

Генри Форд у 10-миллионного автомобиля

В начале XX века технология производства автомобипей мало отличалась от той, что использовалась при изготовлении конных фургонов. Большую часть комплектующих фирма заказывала на стороне, а сборку осуществляла на самом заводе. Производилась она на стационарных постах, причём каждый автомобиль полностью, от радиатора и до выхлопной трубы, собирала бригада из двух-трёх квалифицированных рабочих.

Общий вил автомобиля Ford-T выпуска 1908 года

Общий вил автомобиля Ford-T выпуска 1908 года

Ford-Т представлял собой автомобиль с четырёхцилиндровым 15-сильным мотором, способный разгоняться до 63 км/ч. Конструкция машины была предельно прагматичной и дешёвой, однако все детали и механизмы имели запас прочности и надёжности, вполне достаточный для долгой их службы.

Машина обладала прекрасной ремонтопригодностью, ко всему фирма наладила выпуск основных комплектующих, заменять которые мог не только профессиональный механик, но и сам владелец машины. Ford-Т обладал завидной проходимостью из-за громадного дорожного просвета в 250 мм, больших колёс с шинами диаметром около 780 мм и достаточно гибкой характеристики двигателя. Всё это сделало Ford-Т весьма привлекательным не только для горожан, но и для фермеров и сельских жителей.

Конструкция автомобиля была скрупулёзно проработана и просчитана. По мнению некоторых историков техники, создатели Ford-Т широко использовали в его конструкции ванадиевую сталь повышенной прочности, что позволяло сделать многие детали более лёгкими и прочными, чем на других машинах. Правда, немало скептиков отрицают это, мотивируя свою точку зрения тем, что испопьзование стали с примесью ванадия должно было существенно повысить себестоимость машины, однако на деле цена её постоянно снижалась.

Рама автомобиля имела лонжероны постоянного сечения. Колёса подвешивались на двух поперечных полуэллиптических рессорах.

Четырёхцилиндровый двигатель со съёмной головкой цилиндров, отлитым зацело блоком цилиндров и коробкой передач, объединённой с мотором в единый агрегат, стал маленьким техническим шедевром. Прежде всего, он был предельно прост — в нём не было водяного и масляного насосов — система охлаждения была термосифонной (то есть вода циркулировала в ней за счёт разности температур), а смазка коленвала и цилиндров производилась разбрызгиванием. В машине также отсутствовал и бензонасос — топливо из расположенного под передними сиденьями цилиндрического бака поступало в двигатель самотёком. Интересно, что при движении в гору бензин подчас переставал поступать в карбюратор, но и это не смущало догадливых янки — водитель разворачивал машину на 180 градусов, включал заднюю передачу и смело преодолевал подъём.

Степень сжатия была всего 4,5:1, что делало мотор очень надёжным при длительной эксплуатации. При рабочем объёме 2,893 л двигатель Tin Lizzy развивал мощность 22,5 л.с., а его крутящий момент достигал 112 Нм при частоте вращения коленвала 1800 об/мин. Масса машины в зависимости от типа кузова составляла от 788 до 906 кг При стандартном передаточном числе главной передачи 3,67 скорость достигала 65 — 70 км/ч. Расход бензина (по данным всероссийского испытательного пробега, состоявшегося в 1912 году) составлял около 11 л на 100 км пути.

Топливный бак вмещал 45 л — при расходе 11 л на 100 км машина могла проехать около 400 км — важный показатель для начала XX века, когда даже в США бензоколонки пока редко попадались на дорогах.

Следует заметить, что в начале XX века в автомобилестроении ещё не было устоявшихся стереотипов — в частности, каждая фирма размещала кресло шофёра так, как ей казалось удобнее. Начиная же с Ford-T водителям фордовских автомобилей суждено было сидеть исключительно с левой стороны.

Сборочный конвейер на заводе фирмы Ford Motor Company

Сборочный конвейер на заводе фирмы Ford Motor Company

Карета скорой помощи на шасси Ford-T

Карета скорой помощи на шасси Ford-T

Четырёхдверный Ford-Т. Обратите внимание, что автомобиль укомплектован не запасным колесом, а запасным ободом с шиной, а также фарами с лампами накаливания

Четырёхдверный Ford-Т. Обратите внимание, что автомобиль укомплектован не запасным колесом, а запасным ободом с шиной, а также фарами с лампами накаливания

Фары с лампами накаливания появились на Ford-T в 1919 году, питание их производилось от низковольтовой обмотки магнето. При медленной езде (в тумане или ночью, да ещё по грязной просёлочной дороге) свет фар ослабевал, и лампы начинали мигать.

Тем не менее, Tin Lizzy имел репутацию очень надёжного и выносливого автомобиля, обладавшего прекрасной проходимостью за счёт значительного клиренса и колёс большого диаметра. В начале XX века США славились своим бездорожьем, так что, по мнению многих историков техники, именно эти качества Ford-T позволили ему стать тем автомобилем, с которого началась массовая автомобилизация Америки.

Внимательный анализ конструкции Ford-T показывает, что он заметно отличался от машин тех лет оригинальностью многих своих узлов. Так, магнето состояло из 16 подковообразных магнитов, закреплённых на маховике двигателя, и 16 катушек, установленных против них, внутри картера. При вращении маховика (и, соответственно, магнитов) в катушках наводилась электродвижущая сила низкого напряжения, которое преобразовывалось в высокое с помощью катушек-бобин и прерывателей.

Особенности конструкции Ford-T стали причиной того, что органы управления на нём были несколько иными, и располагались они совсем не так, как на машинах других марок. Соответственно, и для вождения такого автомобиля были необходимы специфические навыки. В частности, у Tin Lizzy не было педали газа, а её функции выполнял небольшой рычаг, установленный справа под рулевой колонкой. Не было и привычных для современных водителей трёх педалей, расположенных в ряд. Сначала, на первых двух тысячах автомобилей, было только две педали и два больших рычага слева от водителя. В дальнейшем на Ford-T установили три педали (правда, расположили их не в ряд, а по вершинам треугольника), а один из двух рычагов был исключён. При этом с помощью левой педали шофёр включал первую передачу, а с помощью правой — задние барабанные тормоза и… заднюю передачу. Так что управлять машиной было непросто -чтобы научиться этому, требовалось немало времени.

Подвеска у Ford-T даже по меркам начала XX века не была верхом совершенства. Передние и задние колёса устанавливались на своего рода подвижных шпинделях, закреплённых на четвертьэллиптических рессорах. Рулевые тяги были стальными, нерегулируемыми; один конец каждой крепился к шарниру рулевой колонки, а другой — на корпусе шпинделя. Следует заметить, что в системе рулевого управления Tin Lizzy не было ни одного смазываемого узла. Форд справедливо рассудил, что ванадиевая сталь и так обладает хорошей износоустойчивостью, а ещё одна система смазки приведёт к удорожанию автомобиля.

Оборудование салона Ford-T, мягко говоря, не блистало роскошью. Большой деревянный руль диаметром 360 мм с бронзовыми спицами был намертво закреплён на торце рулевого вала. Справа под ним располагались два коротких бронзовых рычага с резиновыми наконечниками — один из них управлял подачей топлива, а другой — зажиганием. На базовой версии автомобиля спидометр не предусматривался.

Шасси автомобиля Ford-T

Шасси автомобиля Ford-T

Основные органы управления и приборы автомобиля Ford-T

Основные органы управления и приборы автомобиля Ford-T:

1 — рычаг опережения зажигания; 2 — кнопка звукового сигнала; 3 — рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора; 4 — замок зажигания; 5 — амперметр; 6 — лампа подсветки приборов; 7 — кнопка управления пусковым устройством карбюратора; 8 — рулевое колесо; 9 — рычаг барабанных тормозов; 10 — педаль сцепления; 11 — педаль включения передачи заднего хода; 12 — педаль трансмиссионного тормоза; 13 — спидометр

Хотя узлы и агрегаты Tin Lizzy были непривычными по конструкции, их демонтаж и ремонт отличались такой простотой, что выполнить эти работы могли даже неквалифицированные механики в примитивных мастерских. Дело в том, что конструкторы и технологи Ford Motor Company в период проектирования Ford-T обратили внимание на опыт работы фирмы Cadillac, которая широко применяла на своих автомобилях принцип взаимозаменяемости деталей и узлов. Использование этого опыта позволило Ford Motor Company изготавливать детали с такими допусками, что они подходили к любой машине данной серии без дополнительной подгонки.

К 1910 — 1911 годам фирма исчерпала практически все ресурсы для снижения себестоимости и увеличения выпуска Ford-T. И следующим её шагом стала рационализация технологического процесса изготовления автомобиля, заключающаяся в замене бригадного монтажа автомобиля конвейерной сборкой.

Многие считают конвейер изобретением Генри Форда, однако это не совсем так — великий предприниматель лишь использовал принцип работы конвейерной линии, функционировавшей в то время на одной из чикагских скотобоен.

Для начала Форд приказал расчистить один из сборочных цехов и устроил в нём подобие конвейера, для чего в цехе установили вереницу автомобильных шасси, связанных между собой верёвками; вдоль движущейся череды машин располагались сборщики, выполнявшие одну-две операции. Эксперимент оказался удачным, и 7 октября 1913 года на заводе Форда в Хайланд-Парк был запущен первый автомобильный сборочный конвейер. Затем аналогичными конвейерами были оснащены и другие цеха; впоследствии же все эти линии объединили, создав таким образом комплекс полной конвейерной сборки автомобилей. В итоге, с работавшего круглые сутки конвейера (три смены по 8 часов) начали выходить сотни тысяч автомобилей в год, цена автомобиля при этом снизилась до 350 долларов, а суммарный выпуск Ford-T составил 15 миллионов машин!

К середине 1920-х годов продажи Ford-T стали уменьшаться. Форд, считавший Tin Lizzy законченным шедевром, упрямо держался за отработанную конструкцию — и это невзирая на то, что менялись вкусы покупателей, совершенствовались дороги, да и технический прогресс шёл вперёд, а не топтался на месте. Но главное — не дремали конкуренты, создававшие хотя и более дорогие, но более удобные, более надёжные, более мощные и более скоростные автомобили, окрашенные в те цвета, которые выбирал привередливый покупатель.

Пришлось и Форду заказывать для Tin Lizzy быстросохнущие эмали самых разных цветов, устанавливать на неё электростартёр, переносить топливный бак из-под сиденья под моторный капот, уменьшать размеры колёс и увеличивать диаметр руля. К тому же, раму автомобиля опустили относительно колёс на 39 мм, а крыльям и кузову придали более современную форму.

Тем не менее, к 1927 году Ford-T окончательно устарел, уступив первенство более стильным и более совершенным автомобилям конкурирующих фирм. А 31 мая 1927 года заводы фирмы Ford Motor Company были на полгода закрыты с целью их переоборудования для выпуска абсолютно нового автомобиля Ford-A, которого ждала слава не меньшая, чем у Tin Lizzy.

Технические характеристики автомобиля Ford-T


Часто на выставке приходится слышать "О, смотри, тут все понятно — три педали: сцепление, тормоз и газ"!
Как бы не так) Впрочем, такие "знатоки" сразу "плывут", когда не находят рычага переключения передач.

Управление моделью Т всегда было притчей во языцех: кое-где даже выдавали отдельные права на вождение "Жестянки" — столь необычна трансмиссия самого массового автомобиля первой половины XX века.

Трансмиссию Т нельзя назвать ни механической, ни автоматической в традиционном понимании этого слова. У Форда нет дискового сцепления, но нет и гидротрансформатора. Тем не менее, переключение передач на нем осуществляется намного легче, чем на автомобилях с педалью сцепления.

Передач всего две, поэтому при движении вперед у трансмиссии есть только два положения: пониженная и прямая передача. Чтобы автомобиль двигался на "первой" скорости, педаль необходимо удерживать в нажатом положении, "прямая" — "по умолчанию", при отпущенной педали.

Итак, слева направо:
clutch — "сцепление" (на самом деле, это самая главная педаль — первая-нейтраль-вторая передача)
reverse — задний ход
brake — тормоз.

Тормоз трансмиссионный, механический. Усилие создается лентой (такой же, как и ленты управления передачами), поэтому их эффективность невелика. Тем не менее, тормоза лишены проблем гидравлики — утечек, завоздушивания, подводки колодок, и регулируются подтяжкой ленты.

Левая педаль имеет три положения. По умолчанию — она находится в среднем — не у пола, и не отпущена полностью. Педаль подпружинена и стремится в верхнее положение. В среднем положении ее удерживает рычаг, который на фото виден слева. Будучи затянут до середины своего хода, он "подпирает" левую педаль, не давая ей подняться вверх (а если его затянуть сильнее, то он задействует еще колодки "экстренного" ручного тормоза — такой вот полезный рычаг).
Положение левой педали "в пол" — это пониженная, первая передача. Отпущенная педаль — прямая передача.

Таким образом, трогание на Т происходит следующим образом:
После запуска двигателя и регулировки зажигания (левый рычажок на рулевой колонке) в более раннее положение, нужно поставить ногу на левую педаль и опустить рычаг, ногой удерживая педаль в среднем, нейтральном положении. Тормоза при этом отпущены, но трансмиссия все еще не включена. Если автомобиль стоит на уклоне, то от отката его нужно удерживать правой ногой на правой педали.

Чтобы тронуться, нужно слегка прибавить обороты правым рычажком на рулевой колонке (акселератор), и плавно нажать левую педаль до пола. С характерным скрежетом шестерен, включается пониженная передача, и машина плавно начинает движение. Далее движение на пониженной передаче регулируется рычажком акселератора. После набора достаточной скорости (когда мотор начинает сильно гудеть), нужно одновременно сбросить газ рукой и отпустить (не бросить) левую педаль, проводив ее ногой до верхнего положения. Всё, едем на прямой передаче — дальше нужно выставить необходимую скорость движения рычажком акселератора, и можно идти спать наслаждаться поездкой!

Остановиться, соответственно, можно, переведя левую педаль в нейтральное, среднее положение, и затормозив. После этого затянуть рычаг (он позволяет освободить левую ногу).

Движение задом схоже с троганием вперед, но тут задействуются обе ноги: левая удерживает левую педаль в среднем положении, а правая нажимает на педаль заднего хода. Рукой нужно опять же прибавить газу.

По-моему, получилось понятно)) Если нет — задавайте вопросы, уточню текст!
В путь!)

Ford Model T — автозвук, аксессуары, видео, визит на сервис, встреча, другое, ДТП, заправка, запчасти, колёсные диски, кузовной ремонт, мойка, наблюдение, налоги и пошлины, нарушение ПДД, обкатка, плановое ТО, покатушки, покупка машины, поломка, помощь на дороге, прикол, продажа машины, просто так, путешествие, расходники, рейтинг и продвижение, своими руками, соревнования, стайлинг, страхование, тест-драйв, техосмотр, тюнинг, фотография, шины, эвакуация, электроника на DRIVE2







Давно не писал о Форде, а тут попались фотки перегона машины из Англии на границу с Россией. Перегон авто был чистой воды аферой и немного безумием. Ехал своим ходом по маршруту Англия-далее паром на… Читать дальше


Да по банальной причине, пережало патрубок на заднюю печку (WEBASTO) и она дула холодным, разобраться в пути не удалось, а слабая передняя в сильный мороз не справлялась, плюс герметизация у авто никакая))) По приезду проблему устранили, теперь в авто зимой "Ташкент"))



В целом да, потом мотор новый от фокуса установили, что б евро 4 соответствовал, иначе было не завезти.




Часто задаваемый вопрос (ЧаВо, FAQ) — как управляется Форд-Т? Предложил описать в БЖ сие таинство maxn17 — с удовольствием выполняю) Часто на выставке приходится слышать "О, смотри, тут все понятно —… Читать дальше




Собственно именно так я и предпологал… Думаю сев за руль форд модель ти… поехал бы сразу без проблем…

Читайте также: