Чем отличается форд от ваджиб

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Ваджиб отличается от фарда меньшей силой доказательства его обязательности и тем, что отрицающий ваджиб не становится неверующим (кяфиром) в отличие от отрицающего фард.

С практической же точки зрения, отличия между ваджибом и фардом следующие:

«Их (ваджибов) восемнадцать:

«5. Совершение суджуда на нос вместе со лбом.

  • молящийся восполняет пропущенный суджуд;
  • затем последнее сидение с чтением ташаххуда;
  • дает один салям;
  • совершает сажда ас-сахву;
  • снова сидит и читает ташаххуд;
  • дает салям.

Для всех намазов, кроме двухракаатных, ваджибом является сидение после второго ракаата и чтение ташаххуда в нем. Тот, кто встанет на третий ракаат, пропустив первое сидение, должен совершить саджда ас-сахву, если пропустил его ненамеренно.

Часть ученых решила, что первое сидение и чтение ташаххуда в нем — это сунна, однако сильное мнение мазхаба — что это ваджиб.

Чтение ташаххуда в последнем сидении (в последнем ракаате намаза) — также ваджиб, в то время как само по себе последние сидение — это рукн намаза.

После первого сидения в конце второго ракаата и чтения в нем ташаххуда молящийся должен сразу встать, не задерживаясь и не читая салават. Если он замешкается и просидит после завершения чтения ташаххуда столько времени, сколько нужно для выполнения рукна (длина произнесения тасбиха три раза), и более — ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза.

Каждый из такбиров в праздничных намазах — ваджиб, и пропуск одного из них делает обязательным совершение саджда ас-сахву. Однако ученые (в частности, Ибн Абидин) говорят о том, что совершать саджда ас-сахву из-за этого не нужно, поскольку на праздничные намазы обычно приходят толпы мусульман, и саджда ас-сахву может вызвать среди людей путаницу.

Этот такбир связан (и считается вместе) с такбирами праздничного намаза, поэтому он также является ваджибом. Этим он отличается от такбира для перехода в рукуʼ в первом ракаате, который желателен.

В перечисленных намазах имам должен (ваджиб) читать тихо — то есть так, чтобы слышать самого себя. Громкое чтение в месте тихого — и наоборот — делает обязательным совершение саджда ас-сахву.

Правила для тихого и громкого чтения не распространяются на совершающего фард в одиночку — он может выбрать между этими способами чтения.

То же касается и совершающего добровольные (нафль) намазы ночью. Однако, как указывает автор в шархе, лучше всего ему читать с небольшой громкостью: не слишком громко, чтобы не разбудить спящих и не привлечь к себе внимание, но и не слишком тихо, чтобы не начало клонить в сон.

Не могли бы вы рассказать, какая разница между действиями, которые называются фард и ваджиб в ханафитском мазхабе? Именно для обычных людей, которые не являются учеными. К примеру, если человек опустит какое-то действие, которое считается ваджиб во время совершения намаза – не прочитает суру аль-Фатиха или дуа ат-Тахийят во время ташаххуда.

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Если говорить совсем коротко, то для обычного человека действия, которые называются фард и ваджиб, одинаково являются обязательными.

Если давать буквальное определение, то основное отличие фард и ваджиба заключается в следующем:

1) Действия фард были установлены через конкретные и явные доказательства (через аяты Корана или хадисы самой высокой степени достоверности) без каких-либо сомнений в их подлинности и считаются обязательными на практике. Человек, который сознательно отказывается от совершения фарда, впадает в грех. Тот же человек, кто будет считать действия фард необязательными, выходит из Ислама.

К примеру, если человек отрицает обязательность пятикратного намаза (или какого-то одного намаза из пяти обязательных), он впадает в куфр. Однако, если человек признает обязательность намаза, но пренебрегает им, он считается грешником, но не кафиром (Джавахируль Фикх муфтия Мухаммада Шафи Усмани).

2) Ваджиб – действия, которые также установлены через ясные доказательства, но не такой степени достоверности как фард. Они также считаются обязательными, человек, пренебрегающий действиями ваджиб, также совершает грех.

Ученые трех других суннитских мазхабов дают понятию фард широкое определение, которое охватывает оба понятия – и фард и ваджиб, а ученые-ханафиты классифицируют эти действия по отдельности. Поэтому в ханафитском мазхабе есть разница между понятиями фард и ваджиб.

Если во время совершения поклонения будет пропущено действие фард, данное поклонение будет недействительным. Например, если во время намаза не совершить саджда (земной поклон) или сидение в последнем ракаате, то намаз будет недействительным.

Если же человек опустит действие, которое считается ваджиб, это не делает намаз недействительным. Например, если он не прочитает суру аль-Фатиха, но прочитает три любых аята во время намаза, или он забудет прочесть дуа ат-Тахийят, но совершит сидение в последнем ракаате, ему будет обязательно совершить саджда ас-сахв (земной поклон для исправления ошибок в намазе), но его намаз будет действительным.

Разные действия поклонения имеют различные определения действий, которые считаются фард, ваджиб и сунна, обычному человеку трудно понять все подробности. Поэтому ему важно советоваться с учеными всякий раз, когда он сомневается в своем поклонении и описать свой случай для вынесения решения по своей ситуации.

Установлен однозначным доводом (далиль кати) (то есть аятом или хадисом мутаватир). Обязательно его совершать и подтверждать его обязательность в сердце. Кто не подтверждает сердцем – кафир. Кто подтверждает, но не делает – грешник.

Примеры: пост, хадж, намаз.

Установлен далилем занни (например, хадисом хабар ахад). Необходимо его совершать, как и фард, но за его отрицание не выносят такфир.

Пример: намаз витр.

Примечание: человек, который отрицает ваджиб на основе ЗАКОННОГО толкования (таавиль), не грешник. Иными словами, для нас шафиит, пропускающий витр, который считается необязательным в шафиитском мазхабе, не грешник. А вот ханафиты, которые пропускают витр, грешат.

Она делится на муаккада и гейр муаккада. За совершение любой сунны полагается награда. Сунну совершать рекомендуется, но не обязательно.

Пример: читать четыре ракаата перед намазом зухр, вымыть руки до запястий перед малым омовением.

Пример: начинать справа при омовении, читать четыре ракаата перед намазом аср.

Пример: желательные намазы, не связанные ни с каким временем и ни с каким обязательным намазом.

  • Особенность ханафитского мазхаба: если человек начал делать любое желательное действие, в том числе и нафль, но не завершил, ему обязательно (ваджиб) его закончить.
  • Выделяют также сунну заваид – это действие, которое Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал в повседневной жизни не как часть поклонения. И в основе это просто дозволено (мубах). Но если делать это из любви и желания следовать за Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), то за это полагается награда. За отказ от совершения сунны заваид не порицают.

Пример: носить длинные волосы мужчине, носить чалму.

Это никак не маркированные действия. За их совершение нет награды, но за отказ от них нет ни порицания, ни греха.

Пример: ходить, сидеть, носить синее.

Есть два вида нежелательности:

Макрух танзихан – это нежелательно, однако совершение такого действия не грех.

Пример: расходовать слишком много воды при омовении.

Макрух тахриман – нежелательное, близкое к запретному. Совершение такого поступка – грех. Это основано на далиле занни (см. выше). В каком-то смысле макрух тахриман – это противоположность ваджибу. ДЕЛАТЬ МАКРУХ ТАХРИМАН НЕЛЬЗЯ.

Примеры: ходить женщине в мечеть, поститься в день Ид аль-Фитр.

Установлено однозначным доводом (далиль кати). Это строго запрещено совершать. Совершение такого поступка – грех.

Пример: прелюбодействовать, есть свинину.


Отличие фарда от ваджиба у ханафитов

По мазхабу Ханафи предписания разрядов Фард и Ваджиб несут различную правовую нагрузку, хотя и весьма близки друг к другу в обязательности исполнения.

Фард. Как известно, предписание подобного разряда является для мусульманина Обязательным для исполнения. Мусульманин, не выполнивший Фард, получит тяжелое наказание в виде большого греха. Если же он не признает Фард как Обязательное Предписание религии(т.е. отвергает его), то становится Отступником (Муртад).

Ваджиб. Предписание этого разряда также является для мусульманина Обязательным для исполнения. Невыполнивший Ваджиб получает менее тяжелое наказание, чем при неисполнении Фарда. Человека, отвергнувшего (отрицающего) Ваджиб, нельзя квалифицировать как отступника.

"Ваджибы", как и "Фарды", делятся на два вида: - Айн и Кифайа.

Ваджиб-уль-Айн – этот вид ваджиба Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, ваджибы молитвы, поста).

Ваджиб-уль-Кифайа – этот вид ваджиба достаточно исполнить некоторым членам общины. В этом случае остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этого вида предписаний. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные о необходимости выполнения конкретного ваджиба.

Различие Ваджибов по времени исполнения: Мутлак Ваджиб и Мукаййад Ваджиб.

Мутлак Ваджиб – Предписание, исполнение которого не ограничено определенным временем. Например, Искупления (Каффара) и Зароки (Незир), которые необходимо выполнить в удобное время.

Мукаййад Ваджиб – Предписание, исполнение которого ограничено определенным временем. То есть, для исполнения подобного Ваджиба отведен определенный промежуток времени, начало и конец которого известны исполнителю.

Читайте также: