Схема кондиционера форд фокус 3

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024


4. Сожмите фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от муфты компрессора.


5. Отверните гайку фланцевого крепления трубопровода к корпусу компрессора и отсоедините трубопровод.
6. Заглушите пробками отверстия компрессора и трубопроводы кондиционера, чтобы не допустить попадания влаги и грязи в систему.
7. Второй трубопровод отсоедините аналогичным образом.
8. Выверните три болта крепления компрессора к двигателю и снимите компрессор.
9. Установите компрессор и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
10. Заправьте систему кондиционирования хладагентом в специализированном центре по обслуживанию автомобильных кондиционеров.


4. Отсоедините колодку жгута проводов от муфты компрессора.


5. Выверните болт фланцевого крепления трубопровода к корпусу компрессора.


6. . и отсоедините трубопровод.
7. Заглушите пробками отверстия компрессора и трубопроводов кондиционера, чтобы не допустить попадания влаги и грязи в систему кондиционирования.
8. Второй трубопровод отсоедините аналогичным образом.


9. Выверните четыре болта крепления компрессора к двигателю.


10. Снимите компрессор.
11. Установите компрессор и все снятые детали в порядке, обратном снятию.


Технологические заглушки фланцев нового компрессора открывайте только непосредственно перед подсоединением трубопроводов. При установке новых уплотнительных колец фланцев трубопроводов обязательно смажьте их маслом для компрессора кондиционера.

12, Заправьте систему кондиционирования хладагентом в специализированном центре по обслуживанию автомобильных кондиционеров.

Информация актуальна для автомобилей Форд Фокус 3 (Mk3 CB8) с бензиновыми двигателями 1.6 л (105 л.с), 1.6 л (125 л.с.) и 2.0 л (150 л.с.) выпускаемых с 2011 года. Для иных вариантов двигателя инструкция может отличаться.

Источник: Ford Focus III - Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. - М.ООО «ИДТР 320 с: ил., эл. схемы


Система отопления, кондиционирования и вентиляции, установленная на автомобиле, обеспечивает комфортные условия в салоне при любой погоде. Для того чтобы система могла нагревать или охлаждать воздух, двигатель должен работать.

Система вентиляции салона автомобиля Ford Focus 3 приточно-вытяжного типа.


На автомобиле установлен отопитель салона жидкостного типа. Радиатор отопителя объединен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор помещен в пластмассовый корпус климатического блока, установленный в центральной части под панелью приборов.

Воздух из воздухонагнетателя может поступать в салон автомобиля через сопла обдува ветрового стекла, боковые и центральные сопла панели приборов, нижние сопла корпуса отопителя и сопла под передними сиденьями, направленные под ноги задних пассажиров. Направьте воздух в желаемом направлении, перемещая рычажки дефлекторов боковых и центральных сопел панели приборов влево-вправо или вверх-вниз. Поворотом диска регулятора, расположенного под каждой решеткой, изменяют интенсивность потока воздуха, причем в крайнем левом положении поток воздуха максимален, а в крайнем правом положении поток воздуха перекрыт.

Если в салоне автомобиля ощущается запах отработавших газов, проверьте работу и прилегание лепестковых клапанов дефлекторов. При неплотном прилегании в салон могут проникать отработавшие газы и пыль.

схема движения воздушных потоков

Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; б - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне автомобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования


- теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;

- вентилятор (воздухонагнетатель) 10. Электродвигатель 11 вентилятора с возбуждением от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения различных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлено дополнительное сопротивление;

- заслонка 15 регулятора температуры воздуха, поступающего из отопителя в салон.

От изменения ее положения зависит количество воздуха, проходящего через теплообменник отопителя, и наружного воздуха, проходящего в обход теплообменника;

- заслонки 2 распределения воздуха, поступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

Устройство системы кондиционирования Форд Фокус 3

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный клапан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); 6 - электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный клапан линии низкого давления; 10 - воздухонагнетатель отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


На автомобиле Ford Focus 3 установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера выполнены в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.


Компрессор 7 обеспечивает циркуляцию хладагента по системе, установлен на двигателе и приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе.

На двигателях 1,6 и 2,0 л устанавливаются компрессоры разных моделей. Компрессоры имеют сходную конструкцию и отличаются только местом установки на двигателе и соответственно формой крепежных элементов.

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок - это муфта
под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора или частей, ее составляющих.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента и электрическая схема управления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- нарушена электросхема управления;

- сгорела катушка электромагнитной муфты;

- блок управления двигателем по какой-либо причине заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии контрольно-диагностического оборудования.

Во всех этих случаях точно определить при -чину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
Датчик давления установлен в моторном отсеке на участке трубопровода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.

Конденсор(радиатор кондиционера) 5, многопоточного типа. Установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающую атмосферу.


Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги, а стенки трубок у него тоненькие. В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-28 кгс/см2.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор.
Ресивер-осушитель 3 установлен на конденсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент (картридж), заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. В нижней части корпуса расположено отверстие для замены фильтрующего элемента.



Отверстие закрыто резьбовой заглушкой с уплотнительными прокладками.

В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), картридж ресивера-осушителя подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.
Терморегулирующий клапан 12 блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испарителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изгото-вителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.

Испаритель 11 расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной грязи и пыли.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если запах все же появился, несмотря на принятые меры, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.
Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур.

Они изготовлены из алюминиевых сплавов. Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках имеют гибкие вставки из синтетических шлангов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.

Сервисные клапаны, расположенные на трубопроводах, служат для подсоединения диагностического и заправочного оборудования. Для предохранения от попадания грязи клапаны закрыты резьбовыми колпачками.

Так расположены на трубопроводах сервис ные клапаны линий низкого А.


. и высокого Б давления

В клапанах установлены золотники, по конструкции сходные с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами

Для выворачивания и вворачивания золотников используют специальный ключ.

Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено!

Панель блока ручного или автоматического (в зависимости от комплектации) управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования салона установлена на консоли панели приборов.

Хладагент. Система заправлена хладагентом R134a. Категорически запрещается использовать в системе хладагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора.

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеис-катели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника начинает светиться (флюоресцировать), и места утечки хладагента становятся видны.

Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.
В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, располагающих профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами примите меры предосторожности.

На автомобиле применена система вентиляции приточно-вытяжного типа. Наружный воздух может поступать в салон через окна дверей при опущенных стеклах, и через решетку короба воздухопри-тока, расположенную перед стеклом ветрового окна. Воздух из воздухонагнетате-ля подается по воздуховодам в салон автомобиля через сопла обдува стекла ветрового окна, боковые и центральные сопла, а также через нижние сопла корпуса отопителя.

Система вентиляции Форд Фокус 3

Поступающий в автомобиль воздух с улицы очищается от частиц грязи и пыльцы в воздушном фильтре салона, размещенном под вещевым ящиком.

Фильтрующий элемент воздушного фильтра необходимо заменять в соответствии со сроками выполнения профилактических работ

Вытяжная вентиляция кузова осуществляется через дефлекторы с клапанами, которые установлены в задней части кузова, с выходом в полость заднего бампера.

При размещении грузов в багажнике по возможности старайтесь не загораживать вентиляционную решетку. Оставляйте небольшой зазор между багажом и обивкой багажного отделения. Эффективная работа вытяжной вентиляции улучшает температурный режим в салоне и уменьшает образование конденсата на стеклах окон.


1 - блок плавких вставок в моторном отсеке; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - монтажный блок в моторном отсеке; 4 - реле компрессора кондиционера; 5 - стартер; б - блок управления кузовным электрооборудованием; 7 - блок управления электровентилятора системы охлаждения; 8 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 9 - вентилятор отопителя; 10 - датчик температуры воздуха; 11 - блок управления двигателем; 12,13,14,15,16 - электропривод заслонок системы вентиляции и кондиционирования


Приветствую, дорогие друзья!
Итак, обещанный мною расширенный пост о комплексном обслуживании кондиционера авто, которое я проделал в этом году. Напомню, машине уже исполнилось 5-ть лет.


Для начала небольшое вступление с картинками, чтобы была возможность, как говорится, вести предметный разговор.
Работа автомобильного кондиционера мало чем отличается от работы бытового кондиционера, и холодильной установки в целом.


Система климат-контроля Фокуса представлена на следующем рисунке.

Теперь по сути.
У автомобильного кондиционера есть две основные проблемы. Это неприятный запах из системы кондиционирования, или подача теплого воздуха с улицы вместо охлажденного, то есть недостаточное охлаждение ?!

Но, обо всём по порядку. Итак, почему появляется неприятный запах тухло-прокисших тряпок… Запах появляется из накапливаемой в кондиционере влажности (конденсата от испарителя), которая становится благоприятной средой для распространения грибков, плесени, микроорганизмов, либо из-за отсыревшего воздушного фильтр. Влага с этими бактериями подается в воздуховоды, которые усиленно пытаются ее осушить, в результате чего и появляется непереносимый запах. Такие неполадки в работе климатической системы авто могут стать причиной серьезных легочных заболеваний.
Недостаточное охлаждение может быть вызвано, скорее всего, забитым пылью фильтром и плесенью сотами испарителя. И в том, и в другом случае чистка кондиционера авто неминуема, и просто НЕОБХОДИМА!


Итак, переходим к практической части обслуживания, а именно, очистки и дезинфекции испарителя. Суть чистки системы кондиционирования сводится к тому, чтобы спец.средством (как правило оно пенообразное) обработать соты испарителя, после чего происходит химическая реакция. По истечении определенного времени спец.средство растворяет грязь, убивает бактерии и в виде конденсата вытекает через дренажную трубку. Также, не лишним будет обработать и все дефлекторы вентиляции, включая и воздухозаборники с улицы. Подробная технология будет описана ниже. Под дренажную трубку, которая находится на днище автомобиля, нужно будет подставить технологический сосуд, для того чтобы без труда собрать остатки жидкости/реагента.

Технология следующая:
Первое, что необходимо сделать, извлечь САЛОННЫЙ фильтр, и закрыть его крышку на место, не нарушая, тем самым, распределение воздушных потоков. А также обеспечить доступ к испарителю, как правило через дренажное отверстие.




Теперь по выбору средства для обработки. Первый раз проводил чистку 2 года назад, но тогда так, наспех, использовал средство MANNOL.


В этот раз решил подойти к делу основательно и закупил едва ли не лучшее средство для очистки от STEP UP.





Далее, глушим двигатель и приступаем к обработке каналов-воздуховодов и дефлекторов. Для этого вводим зонд-распылитель в каждый из дефлекторов максимально внутрь по воздуховоду, а затем постепенно вытягиваем его наружу, производя небольшие дозированные впрыски пены. На это должно уйти примерно ¼ ёмкости баллона.
Последнюю ¼ ёмкости баллона используем для обработки воздухозаборников со стороны моторного отсека. Для этого снимаем с пассажирской стороны решеточку воздухозаборника и заглядываем под жабо, находим примерно по середине отверстие, уходящее в салон – вот туда и заправляем трубочку и задуваем.


При просушке испарителя двери (и стекла) авто должны быть закрыты.
Если всё делаете правильно, то под автомобилем появится такая лужица:


После всей этой процедуры необходимо проветрить авто, открыв двери.
И установить НОВЫЙ салонный фильтр, естественно — угольный, оригинал, БОШ или МАНН !


С дезинфекцией и очисткой испарителя закончили…


Накидываем шланги высокого и низкого давления:



Данная установка осуществляет следующие процедуры:
— сначала откачивает и взвешивает фреон из системы;
— затем вакуумирует систему и проверяет на герметичность;
— после закачивает Фреон обратно и добавляет недостающий (для Фокуса-3 номинально должно быть 530 г, у меня, согласно измерениям, осталось 390 г, то есть "минус" 140 — установка добавляет недостающее количество);
— мастер также программирует установку, на то, чтобы было добавлено 10 грамм красителя (помогает под ультрафиолетом установить места утечки) + 5 грамм масла.


Всё, перезаправка выполнена !
На всю процедуру ушло менее получаса.

Расплачиваемся за работу: итого =521 грн.

После заправки, чистки испарителя и замены фильтра — работа климат-контроля вышла на послезаводской уровень — то есть воздух чистый и холодный. !

===========================================================================
И, небольшое послесловие. После того как будет проведена такая чистка кондиционера, он будет оставаться чистым на протяжении, как минимум, трех месяцев. Но есть способ увеличить этот срок, если каждый раз перед тем, как припарковаться, (за 5 минут) вы будете выключать кондиционер, а обогреватель включать на максимальную мощность. За это время испаритель успеет высохнуть, благодаря чему размножение бактерий будет затруднено.

Читайте также: