Почему ford ушел с российского рынка

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Распродажа и увольнения

Соответственно, продавать новые легковые автомобили в России Ford также перестанет. Ford Sollers будет осуществлять только гарантийное обслуживание ранее выпущенных авто. Компания предполагает, что выплаты увольняемым сотрудникам составят $200 млн (в эту сумму входят также платежи поставщикам). На двух закрываемых автозаводах работает около 2 тысяч человек.

Проблемы с инвестклиматом

Ford, выпускавший автомобили в России с 2002 года, стал вторым американским автопроизводителем, свернувшим основную часть операций в РФ. В 2015 году закрыли свои производственные площади и остановили продажи массовых моделей Chevrolet и Opel General Motors.

Уход американцев из России, да еще и с закрытием заводов, — крайне неприятная история. Тем более что происходит она на фоне также весьма негативных событий. Так, в феврале в России был арестован крупнейший инвестор, основатель инвестфонда Baring Vostok — гражданин США Майкл Калви.

В результате представители предпринимательского сообщества и эксперты вынуждены были констатировать, что арест Калви нанес еще один удар по инвестклимату России. В связи с этим многими экспертами было высказано предположение, что уход Ford является прямым следствием ухудшения инвестиционного климата в РФ.

Переформатирование Европы

Но так ли виноват в действиях руководства Ford негативный инвестиционный климат, особенно если учесть, что соответствующее решение было принято не после ареста Калви, а значительно раньше?

Отметим сразу, что официально инвестклимат и санкции не фигурируют в списке причин, по которым Ford уходит из России. При этом в точности известно, что компания в настоящее время проводит глобальную реструктуризацию своего бизнеса в Европе.
Ford пытается снизить издержки, закрывая убыточные предприятия и сокращая тысячи сотрудников.

Не так давно компания сообщила, что свернет производство коробок передач на заводе во Франции и прекратит выпуск минивэнов семейства C-MAX в Германии. В результате чего, по данным американской The Wall Street Journal, в ФРГ работу могут потерять до 5 тысяч человек.

Символ среднего класса

Однако то были последние звездные годы для Ford в России, после этого продажи начали резко падать. Дна американская марка на российском рынке достигла в 2015-м — в год введения первого пакета западных санкций, по информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было реализовано всего 38,6 тысячи авто.

В 2018 году, по данным АЕБ, было продано 53,2 тысячи легковых и коммерческих авто, но ни одна модель Ford в топ-25 лидеров рынка не попала. Продажи выросли на 6%, но это вдвое ниже темпов роста отечественного авторынка (12,8%). Всего в РФ в прошлом году было продано 1,8 млн авто.

Кто виноват?

И кто же виноват в фиаско американской компании на российском рынке?

Что дальше?

Российские власти делают вид, что трагедии в уходе Ford нет. Чиновники надеются, что на заводы найдется покупатель.

СП Ford Sollers официально объявило о своем уходе с российского рынка легковых автомобилей. Производство моделей Fiesta, Focus, Mondeo, EcoSport, Kuga и Explorer будет прекращено к июню этого года. Компания сохранит только производство коммерческих автомобилей семейства Transit.

В рамках реструктуризации бизнеса СП закроет три завода: во Всеволожске, Набережных Челнах, а также завод по производству двигателей в Елабуге. Таким образом, у СП останется только один сборочный завод в Елабуге, где сегодня собирают Ford Transit и Explorer. Совместное предприятие сократит значительную часть персонала. Как подчеркивается в заявлении, большинство сотрудников будет уволено по программе добровольного ухода с выплатой дополнительных компенсаций. Завод во Всеволожске Ленинградской области был первым заводом иностранного автопроизводителя в России.

В Ford заявили, что сохранят все обязанности перед клиентами по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей.

Накануне СП Ford Sollers объявило о реструктуризации деятельности, в рамках которой на нашем рынке будут прекращены продажи легковушек американской марки. Разбираемся в причинах такого решения.

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

Завод Ford во Всеволожске Ленинградской области стал первым автомобильным предприятием иностранного бренда в России, где сборка автомобилей производилась по полному циклу.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

Второе поколение Ford Focus стало бестселлером российского рынка. По относительно доступной цене покупатель получал очень просторный и весьма надежный автомобиль.

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Профсоюз завода во Всеволожске впервые не протестовал против низких зарплат, а подготовил план спасения предприятия

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.


Ford прекращает производство легковых автомобилей в России на фоне падения продаж.
Два завода компании будут закрыты. Что это означает для российского авторынка и регионов, где были размещены производства Ford,

Фото: Егор Алеев / ТАСС

​Что решили в Ford Sollers

Почему принято решение свернуть производство

Продажи легковых автомобилей снижались четыре года подряд (в 2013–2016 годах), за это время рынок сократился более чем вдвое — с 2,9 млн в 2012 году до 1,4 млн штук в 2016-м, а по итогам прошлого года он вырос лишь до 1,8 млн, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса.

Сколько автомобилей продавал и производил Ford в России

Продажи Ford упали сильнее рынка по сравнению с рекордным 2012 годом — в 2,5 раза, до 53 234 автомобилей по итогам 2018 года, а рыночная доля сократилась с 4,5 до 3%. Для сравнения, южнокорейская Kia продала в прошлом году 227 тыс. автомобилей, Hyundai — 175,8 тыс.

Бизнес
Почему эксперты предрекли авторынку в России трудный год

Продажи LCV-моделей, наоборот, продолжили расти, за последние три года они выросли более чем на 200%, что позволило этим машинам выйти в лидеры сегмента среди иномарок, сообщает Ford Sollers. Ford оценивает свою долю на рынке легкого коммерческого транспорта России в 15%.

Что будет с заводами Ford и их работниками

Общая численность работников Ford Sollers составляет 3700 человек, сколько из них будет уволено, представители СП не раскрывают

На площадках в Татарстане, по данным ТАСС, могут сократить почти тысячу сотрудников.

Автор: Андрей Ежов
Фото: Ford Sollers

Бастовать и голодать: Ford назначил выходные пособия российским рабочим, но они недовольны

Компания Ford потратит примерно 200 млн долларов на увольнение рабочих своих российских заводов. Наиболее опытные сотрудники в случае согласия на добровольный уход получат 12 месячных окладов, но профсоюз считает, что этого мало и грозит работодателю забастовками, голодовками и массовыми акциями протеста.

В конце марта компания Ford приняла болезненное решение об уходе с российского рынка легковых автомобилей, в связи с чем уже летом будет прекращена сборка моделей Focus и Mondeo во Всеволожске, Fiesta и EcoSport в Набережных Челнах, Kuga и Explorer в Елабуге.
Производство бензиновых двигателей для легковых автомобилей в Елабуге тоже будет остановлено,
однако продолжится выпуск коммерческой линейки Transit, но за дальнейшую судьбу этих автомобилей в нашей стране теперь будет отвечать компания Sollers, которая планирует подписать СПИК с российским правительством и в перспективе увеличить степень локализации Транизтов.
Здесь же в Елабуге ориентировочно в конце следующего года должно начаться серийное производство представительских автомобилей российского бренда Aurus,
то есть работа на этом предприятии будет и массовых сокращений не планируется.

А вот сотрудникам других фордовских заводов нужно, как говорится, паковать вещи:
вчера отдел персонала ознакомил их с Программой добровольного увольнения, согласиться на участие в которой можно до 22 апреля – в противном случае будет происходить сокращение в рамках действующего Трудового кодекса, который предусматривает выплату увольняемым сотрудникам не более трёх средневзвешенных месячных зарплат.

Что будет делать руководство Ford с требованиям трудящихся, пока непонятно – вероятно, оно хочет подождать до 22 апреля и посмотреть, сколько человек согласятся на Программу добровольного увольнения, а сколько, что называется, решатся лезть на рожон и требовать лучшей доли.
Не исключено, кстати, что заводы вообще закрывать не придётся, и их купит какая-нибудь другая автомобильная компания (например, китайская), заинтересованная в расширении своего присутствия в России. Но даже при таком маловероятном позитивном сценарии развития событий может потребовать около года, а то и больше для переналадки производства под автомобили и требования нового работодателя. То есть увольняемые фордовcкие сотрудники в любом случае на какое-то время окажутся не у дел, и это, конечно, очень неприятная ситуация для каждого человека, особенно с семьёй и кредитами.

Американский концерн рассматривает несколько сценариев продолжения работы в России или полный уход с нашего рынка.

После того как Ford объявил о масштабной реорганизации своей деятельности в Европе, закрытии завода в Старом Свете и сокращении издержек, будущее российского СП Ford Sollers оказалось также под угрозой.

Что ждет Ford в России, будет объявлено в ближайшее время. Из-за того что деятельность компании на нашем рынке убыточна, компания может значительно сократить свое присутствие в России.

Второй вариант предусматривает прекращение деятельности Ford в России: тут концерн может пойти по стопам General Motors, которая в 2015 г. законсервировала свой завод в Санкт-Петербурге и прекратила продажи Opel и массовых моделей Chevrolet.

В пользу второго варианта говорит тот факт, что у Ford Sollers отсутствует подписанный специнвестконтракт (СПИК). Без него СП не получит государственных льгот и субсидий (в частности компенсации утилизационного сбора). Проект СПИК был готов еще в прошлом году, но сейчас работа по нему не ведется, так как у Ford нет интереса к его заключению. Отсутствие соглашения с государством сделает нерентабельным и производство Ford Transit, говорят аналитики. Как ожидается, официально о решении Ford объявит завтра, 27 марта 2019 г.

Читайте также: