Что такое бендикс на форд

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024


Случилось неприятное — стал проскальзывать бендикс (обгонная муфта) стартера.
Раньше имел опыт разборки и ремонта стартера, поэтому, недолго думая, решил не откладывать данный процесс на морозы, и приступил к делу.

2) Снимаем защиту картера двигателя

3) Откручиваем 3 болта крепления стартера. Два болта откручиваются головкой на 13. Для третьего болта пришлось покупать комбинированный ключ на 13 с трещоткой (250 рублей), так как из-за щупа для проверки уровня масла в АКПП ключ с головкой не помещался




4) Откручиваем крепление щупа для проверки уровня масла в двигателе ключом TORX T25 и выдергиваем щуп (красный). Проверяем наличие резинового уплотнительного кольца на конце щупа



5) Отсоединяем разъем датчика коленвала (зеленый)

6) Снимаем соединение разъемов с крепления к двигателю



8) Вынимаем стартер
Стартер BOSCH 0 001 108 431 (Он же оригинал от FoMoCo)





Всем привет. Тема будет интересна владельцам побегавших фокусов с движками 1.6 (мож и на других также, не знаю).
В октябре, повернув ключ стартера я услышал бодрый вой стартера без всякого зацепа за венец. Замаячил "приезжающий" бендикс. Решил отложить это дело до весны (или до окончательного "приезда" ежели он случится раньше). Всю зиму проблем не было, но неделю назад снова запустился со 2го раза. Не стал тянуть, сгонял, купил бендикс, вчера снова приключилась та же печалька и стало ясно, что далее ждать не стоит.
В принципе, на данную тему есть куча видео и фотомануалов, но большинство из них более походят на инструкцию "как нарисовать коня". Это сняли, это вытащили, вот так поменяли и никакой конкретики о "подводных камнях" данного мероприятия. Особо умилил видос какого-то сервиса, где чувак демонстративно пытался показать ловкость своих рук а-ля пит-стоп формулы один. Видос вышел абсолютно не информативным, где разлетаются запчасти и мелькают руки. Нафиг он его снимал х.з. По этому, решил написать 101й мануал на эту тему. вдруг, кому сгодится.

1) Скидываем плюсовую клемму аккума.
Все мы знаем, что на стартер идем прямой силовой провод, и также мы знаем, что закоротить силовой плюс на мессу без преда плохая идея. Особо если под капотом АГМ.

2) Сбрасываем защиту, (если она есть, а не валяется в гараже свернутая в дулю). :D

3) Открываем книжку по ремонту и эксплуатации семейства фокусов. Читаем:
п.1 Удалите масляный фильтр (см. стр.251 "замена масла и фильтра")
Закрываем книжку, убираем нафиг предложив автору самому лечить зубы через задний проход.


4) Сбрасываем клемму датчика положения коленвала. (Он на корзине чуть ниже стартера.) Так будет удобнее.

5) Клеммник стартера представляет собой эдакий пластиковый разъем, в котором зафиксированы клеммы-колечки. Он набрасывается на реле стартера, на котором находится пара контактных шпилек. Силовой контакт и контакт управления реле. Сверху на шпильки накручиваются гайки с плавающими юбками на 13 и на 10 соответственно. Очень удобные при затяжке, кстати.
Так вот, книжка предписывает снятие фильтра, только для откручивания этих гаек. При этом, учитывая, что там еще пучок проводов идет и патрубки охлаждения радиатора масла, этот маневр с фильтром не шибко то и поможет. Доступ к гайкам открыт над фильтром со стороны правого колеса, гайки относительно легко прощупываются, особо если предварительно в интернете глянуть как выглядит втягивающее.
Фотку для наглядности нарыл:


К этим гайкам проще всего добраться с помощью подобных, мелких торцевых наборов.


Очень, часто, кстати с фордом наборчик выручает. Накидываемся над фильтром на гайкии поочереди и отпускаем их. После срыва, крутятся легко. Если приноровиться, то открутить труда никакого не составит.
Отвинчиваем гайки и легко сдергиваем разъем с контактами в сторону правого колеса.

6) Сам стартер висит на трех болтах на 17 РАЗНОЙ длины. При откручивании их отметьте где какой был, чтоб не крутить их туда-сюда. Книжка предписывает два нижних отворачивать из ямы, а верхний со стороны капота, предварительно вытащив корпус воздушного фильтра. Угу щас. А чо б движок вытащить? К третьему болту вполне можно добраться снизу, без этих приключений.
Все три удобно отворачивать зубчатым колечком вот такого ключа:



Пространства там не густо, но зубцы позволяют удобно перехватывать головки болтов. Обратите внимание, что на верхнем болту висит клемма массы. Не забудьте ее потом затянуть на место.

7) Несмотря на обилие всякой хренотени под стартером, вытащить его не так сложно.
— Заводим все провода наверх за стартер.
— Подаем стартер в сторону правого колеса, выводя его из гнезда. Доворачиваем чуть шестерней к себе и подгибая патрубок охлаждения вынимаем. Там все достаточно плотно, но стартер выходит без особых усилий. Главное не повредить патрубок охлаждения.


Книжка не знает, что такое бендексы и разбирать стартер боится, рекомендуя в любой непонятной ситуации менять стартер целиком. Но 6+тыс за стартер и 800р за бендикс это не соизмеримые затраты. Особо, когда любопытство отчаянно жаждет знаний, а задница приключений. По этому идем далее.

8) Перед разборкой стартера, обязательно очистите верстак от барахла, стружки и грязи, а лучше бросить тряпку для пущей верности. Стружка и всякие мелкие осколки, попав в стартер могут принести кучу геморроя и попадалова на 6000+800р в денежном выражении.

9) Отверните гайку силовой клеммы мотора стартера на втягивающем реле. Ее видно на 1м фото.

10) Втягивающее реле привинчено к корпусу тремя винтами со шлицами "звездочка", сделанными каким-то м…м из металла, образующего с металлом корпуса стартера намертво прикипающую и прикисающую гальванопару.


Для них в интернете описан целый алгоритм откручивания:
— тщательно чистим головки
— выбираем плотно садящуюся биту.
-вставляем биту и 2-3 раза пристукиваем по ней молотком на каждом винте.
— отвинчиваем и отчаянно пьем за свое нечеловеческое везение и переходим к п. 11.
— Если винты не поддались, то в надежде открутить, тщательно слизываем со 100% вероятностью шлицы на головках винтов, поскольку винты там реально сделаны с какой то лабуды.
— Не теряя надежды зализываем окончательно все три головки, это пригодится позже.
-Достаем любимую дрель с любимым сверлом достаточного диаметра. (винты там 5ка).
-Зажимаем бережно стартер в тиски и поочередно, ласково высверливаем головки. Благо они поддаются очень легко.
— Скидываем втягивающее. Остатки винтов выкручиваются из реле руками. То есть закисают именно головки, будь они не ладны и тот, кто их туда вкрутил. Сразу подбираем винты аналогичной длины. В идеале найти винты под "потай", но можно заюзать и обычные. Нету там лютых нагрузок.
При снятии реле, не потеряйте пружину толкателя вилки. Она остается лежать в теле реле, а толкатель остается пока в зацепе с рычагом коромысла вилки в корпусе стартера.
И самое главное, отметьте то, как реле было установлено. При установке, его можно прикрепить как угодно, но итоговое расположение клемм, не позволит вам установить клеммник питания. Нужно при сборке прикрутить реле именно так, как оно стояло.

11) Откручиваем два длинных винта с головками на 6 с торца стартера. Они позволят отделить мотор от редуктора. Эти откручиваются легко и также легко отделяется мотор от корпуса с редуктором. Вал мотора со шлицами и они также выходят без всяких проблем.

12) Теперь, удалив резиновую втулку закрывающую коромысло вилки, можем вытащить из корпуса стартера редуктор с бендиксом, и убрать толкатель втягивающего реле, петля которого осталась в корпусе в зацепе с коромыслом. Вилку, также необходимо снять с прижимных колец бендикса. Все это делается элементарно голыми руками. Пожалуй, это самое простое в данном процессе).

13) на носу вала редуктора, перед бендиксом, расположено хитрое стопорное кольцо. Вал имеет плавный паз с выкатами по обеим сторонам от него. В пазу лежит колечко из каленого металла, на которое, со стороны бендикса, надета полукруглая шайба запирающая внутри себя колечко в пазу. Конструкция весьма надежная и вполне удобно разбираемая.
Чтобы скинуть шайбу с кольца, достаточно трубочки подходящего размера, которое позволит ударить по шайбе. Я использовал длинную торцевую головку. Пару ударов плоскогубцами было достаточно.

Бендикс стартера

Бендикс стартера (настоящее название — обгонная муфта) — это деталь, предназначенная для передачи крутящего момента от стартера двигателю автомобиля, а также для его защиты от высоких рабочих оборотов, на которых работает мотор. Бендикс стартера — это надежная деталь, и ломается она достаточно редко. Как правило, причина поломки — естественный износ ее внутренних деталей или пружин. Чтобы выявить неисправности, разберемся сначала с устройством и принципом работы бендикса.

Устройство и принцип работы

Большинство обгонных муфт (будем называть их более популярным среди автомобилистов словом — бендикс) состоят из ведущей обоймы (или наружного кольца), содержащей ролики и прижимные пружины, а также ведомой обоймы. Ведущая обойма имеет клиновые каналы, которые с одной стороны имеют значительную ширину. Именно в них вращаются подпружиненные ролики. В узкой же части канала ролики стопорятся между ведущей и ведомой обоймами. Как понятно из вышеописанного, роль пружин заключается в том, чтобы загонять ролики в узкую часть каналов.

В принципе работы бендикса лежит инерционное воздействие на зубчатую муфту, входящую в его состав, до момента ее зацепления с маховиком двигателя. В то время, когда стартер находится в нерабочем состоянии (двигатель выключен или работает в постоянном режиме) муфта бендикса не зацеплена с венцом маховика.

Работа бендикса происходит по следующему алгоритму:


Внутренняя часть бендикса

  1. Ключ зажигания поворачивается и ток от аккумуляторной батареи подается на электродвигатель стартера, приводя в движение его якорь.
  2. Благодаря имеющимся на внутренней стороне муфты винтовым бороздам и вращательному движению муфта под собственным весом скользит по шлицам до момента зацепления с маховиком.
  3. Под действием ведущей шестерни ведомая обойма с шестерней начинает вращаться.
  4. В случае, если зубья муфты и маховика не совпали, происходит ее небольшой поворот до момента, когда они входят между собой в жесткое зацепление.
  5. Буферная пружина, имеющаяся в конструкции служит для смягчения момента старта двигателя. Кроме этого, она нужна для предотвращения поломки зубьев от удара в момент сцепления шестерен.
  6. Когда двигатель запустился, он начинает вращать маховик с большей угловой скоростью, чем до этого вращал стартер. Поэтому муфта закручивается в обратном направлении и соскальзывает по шлицам якоря или редуктора (в случае использования редукторного бендикса) и выходит из зацепления с маховиком. Это спасает стартер, который не рассчитан на работу на высоких оборотах.

Как проверить бендикс стартера

Если не крутит бендикс стартера, то проверить его работу можно двумя способами — визуально, сняв его с машины, и “на слух”. Начнем описание с последнего, как более простого.

Как указывалось выше, основная функция бендикса — войти в зацепление с маховиком и раскрутить двигатель. Поэтому, если в момент запуска двигателя вы слышите, что электродвигатель стартера крутится, а из места, где он находится, раздаются характерные металлические лязгающие звуки — это первый признак неисправности бендикса.

Так что далее требуется демонтаж стартера и снятие разбор бендикса, дабы детально его осмотреть и определить повреждения. Процедура снятия и замены описана нами ниже.

И так, бендикс сняли, необходимо провести его ревизию. В частности, проверить, крутится ли он только в одну сторону (если в обе, значит, он подлежит замене) и не съелись ли зубья. Также убедиться не ослабилась ли пружина. Еще следует снять вилку с бендикса, проверить ее целостность, следы износа, при необходимости она подлежит замене. Кроме этого, обязательно проверьте, есть ли люфт на валу якоря. Если он имеет место, то бендикс следует заменить.

Проверка бендикса

Возможные причины поломки

Как упоминалось выше, вращение шестерни возможно только в направление вращения якоря стартера. Если возможно вращение в обратном направлении — это явная неисправность, то есть, бендикс подлежит ремонту или замене. Причин этому может быть несколько:

  • Уменьшение диаметра рабочих роликов в обойме вследствие естественного износа. Выходом из положения служит подбор и покупка шариков аналогичного диаметра. Некоторые автолюбители вместо шариков используют другие металлические предметы, например, кусочки сверла. Однако все же не советуем заниматься самодеятельностью, а купить шарики необходимого диаметра.
  • Наличие на одной из сторон ролика плоских поверхностей, образовавшихся вследствие естественного износа. Рекомендации по ремонту аналогичны предыдущему пункту.
  • Стачивание рабочих поверхностей ведущей или ведомой обоймы в тех местах, где они соприкасаются с роликами. В этом случае ремонт вряд ли возможен, поскольку такую выработку удалить невозможно. То есть, необходимо производить замену бендикса.

Обратите внимание! Зачастую лучше произвести полную замену бендикса, чем ремонтировать его. Это обусловлено тем, что его отдельные части изнашиваются приблизительно одинаково. Поэтому, если вышла из строя одна часть — скоро выйдут из строя и другие. Соответственно, опять придется ремонтировать агрегат.

Еще одна причина поломки — износ зубьев шестерни. Поскольку это происходит по естественным причинам, то ремонт в данном случае невозможен. Необходимо произвести либо замену упомянутой шестерни, либо бендикса целиком.

Поскольку стартер не только испытывает сильные нагрузки, но и контактирует с внешней средой он поддается таким раздражителям как: влага, пыль, грязь и масло, то пробуксовка на свободном ходу может случатся и по причине отложений в его пазах и роликах. Признаком такой неисправности является шум якоря во время запуска стартера и неподвижностью коленвала.

Как поменять бендикс на стартере

Как правило, для того, чтобы поменять бендикс, необходимо снять стартер и разобрать его. В зависимости от модели машины процедура может иметь свои особенности. Опишем алгоритм с момента, когда стартер уже снят и для замены бендикса предстоит разобрать его корпус:

Бендикс

Ремонт

Легкий запуск двигателя автомобиля возможен только при условии безупречной работы каждой детали, передающей крутящий момент от стартера к коленвалу. Бендикс стартера является одним из важнейших элементов этой системы. Каждому владельцу машины важно не только получить исчерпывающие сведения о техническом устройстве и принципе работы этого механизма, но и научиться определять его неисправность.

Что такое бендикс на стартере и для чего он нужен

Бендикс стартера – это устройство, принцип действия которого похож на работу сцепления, устанавливаемого в трансмиссию автомобиля с механической коробкой передач. В отличие от более массивной системы, которая служит для плавной передачи крутящего момента от коленвала к колесам, обгонная муфта на стартере выполняет свою функцию крайне малое количество времени. Кроме того, разъединение с ведомой шестеренкой, которая находится на маховике коленвала, должно осуществляться в самом начале самостоятельной работы стартера. Эти требования и обуславливают особенности конструкции бендикса.

От состояния бендикса стартера зависит не только возможность легкого и быстрого запуска автомобиля. Существенные отклонения в работе этой детали могут привести к выходу из строя шестерней, по которым передается крутящий момент на коленвал. Практически всегда, если выходит из строя одна часть, скоро выйдут и сопрягаемые с ней детали.

Устройство бендикса стартера

Бендикс является компактной деталью, устанавливаемой на вал стартера. Этот элемент изготавливается из прочного металлического сплава. Детали приходится работать при повышенных механических нагрузках, что и объясняет необходимость в использовании износостойких материалов.

Устройство бендикса следующее:

  • Ведущая и ведомая обоймы.
  • Кожух.
  • Опорные чашки.
  • Прижимная пружина.
  • Ролики.
  • Пружины роликов.

Обоймы между собой механически соединяются за счет роликов, которые прижимаются пружинами и загоняют их в узкие каналы конструкции. Благодаря этой особенности муфта начинает работать только в момент запуска двигателя. После раскрутки двигателя муфта сразу выключается, как только мотор начинает работать самостоятельно.

Устройство бендикса

Принцип работы бендикса

Как работает бендикс стартера

Бендикс на стартере работает следующим образом:

  • В момент, когда включается зажигание и ключ перемещается в крайнее положение, электрический ток подается от аккумулятора на двигатель стартера.
  • Электродвигатель стартера начинает вращаться и приводить в движение вал, на котором находятся винтовые насечки, по которым муфта под собственным весом перемещается. В результате происходит зацепление ведущей шестерни, находящейся на бендиксе с шестерней маховика.
  • После запуска двигателя шестерня бендикса начинает быстро вращаться и перемещаться внутрь корпуса стартера.

Стабильность работы механизма бендикса объясняется также наличием буферной пружины, которая в значительной степени смягчает момент соприкосновения ведущей шестерни со шлицами маховика.

Признаки неисправности бендикса стартера

Бендикс стартера является очень надежной деталью, но при длительной эксплуатации автомобиля этот механизм также может выйти из строя. Практически всегда такое нежелательное событие предваряется различными проявлениями, которые невозможно не заметить. Наиболее характерные признаки неисправности бендикса:

  • Шум во время запуска двигателя.
  • Коленвал двигателя не вращается.

Если бендикс не полностью неисправен, то признак неправильной работы детали может проявляться периодически. Иногда, этот элемент входит в зацепление с ведомой шестерней, но после непродолжительной работы соскальзывает с характерным звуковым эффектом.

При наличии признаков неисправности бендикса не следует откладывать ремонт надолго. Если вовремя поврежденная деталь не будет отремонтирована или заменена, то потребуется выполнить более сложную операцию, связанную с установкой новой шестерни маховика, повреждение которой не позволит нормально эксплуатировать автомобиль, даже после покупки и монтажа новой обгонной муфты.

Неисправный бендикс

Возможные причины поломки

Обгонная муфта стартера состоит из небольшого количества деталей, поэтому причин поломок может быть несколько. Наиболее часто изнашиваются внутренние ролики. Уменьшение диаметра этих деталей приводит к невозможности надежного зацепления подвижных элементов. Иногда, на роликах могут образовываться плоские поверхности, которые также препятствуют нормальной работе муфты.

Все рабочие поверхности, входящие в зацепление, могут со временем изнашиваться. Такие неисправности бендикса стартера являются естественными, но при их наличии деталь восстановлению не подлежит.

Как проверить бендикс стартера

Если двигатель автомобиля не заводится либо момент пуска сопровождается неприятными металлическими звуками, то, прежде чем принимать решение о ремонте или замене, необходимо проверить бендикс стартера. Первоначальный этап диагностики может основываться именно на слуховом восприятии неправильной работы этой детали. Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо находиться в непосредственной близости от двигателя, поэтому рекомендуется к мероприятию по звуковому определению качества работы бендикса привлечь помощника. Если в момент запуска двигателя электромотор стартера работает, и со стороны расположения этой детали доносится металлический скрежет, то, с высокой вероятностью, обгонная муфта является неисправной.

Как проверить бендикс стартера

Не следует полагаться только на свой слуховой орган при проверке бендикса. После обнаружения шумов, локализованных в области расположения стартера, необходимо демонтировать эту деталь и тщательно осмотреть. Первое действие, которое позволяет сразу определить возможность дельнейшего использования детали, представляет собой проворачивание ведущей шестерни в различных направлениях. Если подвижный элемент вращается в обе стороны, то бендикс необходимо будет поменять. Наличие слизанных зубьев также говорит о невозможности дальнейшей эксплуатации детали. При наличии люфта на якоре, а также чрезмерного износа вилки бендикс потребуется заменить новой деталью.

Ремонт бендикса стартера

Стоимость нового бендикса даже на дорогие марки автомобилей является относительно невысокой, но в качестве эксперимента, можно попытаться восстановить деталь своими руками. Следует отметить тот факт, что при наличии чрезмерного износа обойм ремонтная операция является практически невозможной. Нарастить металл этих деталей нельзя, но если в муфте подверглись изменению геометрии только ролики, то можно отремонтировать деталь, заменив эти элементы подходящими по диаметру отрезками металла. С этой целью могут быть использованы, например, куски сверл подходящего диаметра или подходящие по размеру фрагменты гвоздей. В последнем случае для повышения прочности металла рекомендуется закалить его таким образом, чтобы внешняя поверхность приобрела большую прочность, а внутри металл не был слишком хрупким.

При поломке пружин роликов или прижимной пружины, также можно подобрать детали подходящей жесткости и диаметра для замены. При наличии еще одной неисправной детали возможна комбинация элементов таким образом, чтобы в результате получить один исправный бендикс. Наличие нескольких поломанных элементов существенно увеличивает возможность подобных заимствований хорошо сохранившихся элементов.

Бендикс в разобранном виде

Как разобрать бендикс

Если принято решение заняться ремонтом бендикса стартера, то потребуется разобрать эту деталь. Выполняется эта операция следующим образом:

  • Снять стартер с автомобиля. Перед выполнением этой операции следует отсоединить клеммы аккумулятора, открутить крепежные элементы и отсоединить провода от детали.
  • Открутить болты крепления стартера и разобрать корпус.
  • Снять втягивающее реле.
  • Разобрать бендикс.

Для того чтобы разобрать бендикс необходимо снять стопорное кольцо, удалить шайбу и разъединить внешнюю и внутреннюю часть элемента. Перед сборкой шестерни бендикса необходимо вымыть в ацетоне, высушить и смазать температурной смазкой.

Как поменять бендикс на стартере

Установить новую деталь взамен изношенной намного проще и правильнее. Если приобретается оригинальная запчасть, то после правильно выполненной работы, продолжительность эксплуатации узла может исчисляться годами. На первоначальной стадии ремонта, все операции идентичны с ремонтом узла своими руками. Потребуется также аккуратно снять стартер, разобрать его и отсоединить бендикс. Разбирать деталь не обязательно, сразу после выполнения демонтажных работ можно будет приступить непосредственно к установке нового бендикса.

Замена бендикса стартера

После того, как старая деталь будет уделана, работы по установке нового бендикса осуществляются в такой последовательности:

  • Смазать температурной смазкой вал.
  • Установить деталь на вал.
  • Надеть на вал шайбу и стопорное кольцо.

Сложности при установке бендикса могут часто наблюдаться при установке стопорного кольца. Эта деталь может быть помещена на место с использованием рожковых ключей или раздвижных пассатиж. При выполнении этой операции следует соблюдать осторожность, ведь упругий элемент может отпружинить на значительное расстояние.

Как снять бендикс

Как снять бендикс

Некоторые сложности могут также наблюдаться при снятии стопорного кольца, удерживающего бендикс на валу. Для выполнения этой работы рекомендуется применить специальную оправку. При ее отсутствии, для выполнения операции можно использовать тонкие отвертки, а также круглогубцы, которые следует применить в качестве съемника.

Бендикс стартера является очень важной деталью автомобиля, но стоит эта запчасть относительно недорого. Например, для автомобилей Ваз можно приобрести новую деталь менее чем за 1 тыс. рублей. При появлении первых признаков неисправности бендикса рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис для выполнения ремонтных работ либо самостоятельно выполнить установку новой запчасти. Несвоевременное проведение восстановительной операции может привести к очень нежелательным последствиям. Отсутствие надежного привода между стартером и коленвалом может стать наиболее опасным в момент, когда потребуется быстро завести двигатель в экстренной ситуации.

Читайте также: