Регулировка сцепления форд транзит

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 29.09.2024

На автомобили Ford Transit с механической коробкой передач устанавливается сухое однодисковое сцепление с центральной диафрагменной пружиной. Кожух (ведущий диск) сцепления прикреплен болтами к задней поверхности маховика.

Ведомый диск сцепления Форд Транзит, зажатый усилием диафрагменной пружины между маховиком и нажимным диском, может свободно скользить по шлицам первичного вала коробки передач.

Фрикционные накладки приклепаны к ведомому диску Форд Транзит, а его ступица имеет демпферные пружины, которые смягчают рывки и удары, передаваемые от ведущих колес через коробку передач, и обеспечивают плавное трогание автомобиля с места.

Круглая диафрагменная пружина установлена в кожухе сцепления на штифтах с канавками и удерживается на своем месте двумя опорными кольцами. К нажимному диску пружина крепится тремя стальными пружинными пластинами на заклепках.

Привод сцепления Форд Транзит состоит из педали, троса и механизма выключения сцепления.

Для компенсации износа фрикционных накладок на педали сцепления имеется автоматический регулятор, состоящий из зубчатого сектора и собачки.

Механизм выключения сцепления Форд Транзит состоит из выжимного шарикоподшипника, скользящего по направляющей втулке на передней стенке коробки передач, и рычага выключения сцепления, который может качаться в картере сцепления (рис.53).


Рис.53. Основные части механизма сцепления Форд Транзит

А-Ведомый диск, В-Ведущий диск (кожух сцепления в сборе с диафрагменной пружиной и нажимным диском), С-Выжимной подшипник, D-Рычаг выключения сцепления

При нажатии на педаль трос сцепления приводит в действие рычаг выключения сцепления, который перемещает выжимной подшипник вперед.

Подшипник давит на лепестки диафрагменной пружины, перемещая, таким образом, центр пружины в сторону двигателя.

При перемещении центра пружины вперед ее периферийная часть перемещается в обратную сторону, отводя нажимной диск от маховика и освобождая ведомый диск сцепления Форд Транзит; ведомый диск и первичный вал коробки передач начинают вращаться независимо от двигателя, и передача крутящего момента прекращается.

При отпускании педали сцепления нажимной диск под давлением диафрагменной пружины прижимается к маховику, при этом ведомый диск немного сдвигается вперед по шлицам первичного вала коробки передач и оказывается плотно зажатым между нажимным диском и маховиком.

В таком положении крутящий момент передается от двигателя к коробке передач без изменения.

Техническое обслуживание сцепления Форд Транзит

Обслуживание сцепления Форд Транзит сводится к периодической смазке соединения троса с рычагом выключения сцепления.

Для этого нужно отогнуть резиновый чехол (снизу, под автомобилем) и смазать консистентной смазкой место соединения троса с рычагом. По окончании смазки установите чехол на место.

Регулировка сцепления обычно не требуется, но иногда бывает полезно ее проверить.

Привод сцепления Форд Транзит - проверка и регулировка

Сцепление Форд Транзит имеет автоматический регулятор, находящийся на педали сцепления, и поэтому ручной регулировки не требует.

Регулировку привода сцепления Форд Транзит можно проверить следующим образом:

Поднять педаль сцепления Ford Transit до крайнего верхнего положения. При таком положении педали потяните за оболочку троса сцепления в месте соединения ее с перегородкой — оболочка должна вытягиваться из перегородки усилием руки. Если это так, то сцепление отрегулировано правильно.

При слишком сильном натяжении троса попробуйте освободить собачку регулятора, резко дернув за трос в направлении от перегородки. Если это не помогает, потребуется заменить трос.

Чтобы снять старый трос, нужно перерезать его у рычага выключения сцепления. Удалите трос, отсоединив его от рычага выключения сцепления и от педали сцепления.

Установите новый трос. Поднять педаль сцепления вверх до упора, и в этом положении присоедините трос к педали и к рычагу выключения сцепления.

ННесколько раз нажмите на педаль сцепления, затем проверьте регулировку.

Трос сцепления Форд Транзит - снятие, установка

При отсутствии осмотровой ямы поднимите автомобиль, чтобы обеспечить под ним рабочее пространство.

Отцепите трос от зубчатого сектора автоматического регулятора на педали сцепления.

Под автомобилем отсоедините резиновый чехол рычага выключения сцепления от боковой поверхности картера сцепления и сдвиньте его вверх по тросу.

Вытащите трос из прорези на рычаге выключения сцепления Ford Transit и снимите резиновый чехол с троса.

Удалите трос, вытащив его из перегородки в сторону моторного отсека.

Для установки нового троса сцепления Форд Транзит нужно пропустить его через отверстие в перегородке и надеть на трос резиновый чехол со стороны рычага выключения сцепления. Присоедините трос к рычагу и установите чехол на место.

Поднимите педаль сцепления вверх до упора и закрепите ее в этом положении деревянным бруском; при этом собачка автоматического регулятора отойдет от зубчатого сектора.


Рис.54. Крепление троса сцепления Форд Транзит к педали

А-Упор оболочки троса, В-Неправильное расположение троса , С-Направляющая скоба троса , D-Правильное расположение троса

Присоедините трос к зубчатому сектору педали, следя за тем, чтобы он был правильно расположен (рис.54).

Вытащите из-под педали деревянный брусок и несколько раз нажмите на педаль, чтобы отрегулировать натяжение троса.

Педаль сцепления Форд Транзит - снятие и установка

Отцепите трос от зубчатого сектора автоматического регулятора на педали сцепления.

Удалите с оси педали фиксатор и шайбу. Снимите педаль с оси.



Рис.55. Детали автоматического регулятора привода сцепления Форд Транзит

А-Собачка регулятора, В-Пружина собачки, С-Ось собачки с зажимами, D-Втулка педали, E-Педаль сцепления, F-Пружина зубчатого сектора, G-Зубчатый сектор регулятора

Разбирайте педаль сцепления Ford Transit в следующем порядке: Вытащите две втулки, снимите зубчатый сектор регулятора и пружину сектора, затем удалите зажимы и вытащите ось собачки, снимите собачку и пружину, обратив внимание на их взаимное положение (рис.55).

Замените изношенные и поврежденные детали.

Установите в обратном порядке, пружину, собачку и ось собачки. Закрепите ось зажимами. Проверьте правильность установки собачки и пружины.

Присоедините к зубчатому сектору пружину и установите сектор на педаль сцепления.

Проверьте правильность установки пружины сектора. Установите на педаль новые втулки.

Поднимите собачку и поверните зубчатый сектор так, чтобы зубцы собачки оперлись на небольшую закругленную часть сектора. Присоедините пружину сектора к педали

Установите на место педаль сцепления Ford Transit с автоматическим регулятором и зафиксируйте ее фиксатором с шайбой. Присоедините к педали трос сцепления.

Снятие и установка сцепления Форд Транзит

Снятие сцепления Форд Транзит

Чтобы снять сцепление, необходимо отделить коробку передач от двигателя. Если не предполагается капитальный ремонт двигателя, удобнее снять коробку передач с автомобиля, оставив двигатель на месте.

С помощью надфиля нанесите риски на кожух сцепления и маховик Форд Транзит, чтобы пометить их взаимное положение. Если сцепление Ford Transit заменяется новым, наносить метки не нужно.

Постепенно, в диагональной последовательности выверните 6 болтов, которыми кожух крепления прикреплен к маховику.

Болты нужно выворачивать равномерно, чтобы не деформировать кожух сцепления и предотвратить его внезапное падение с маховика. Под головки болтов установлены пружинные шайбы.

Вывернув болты, снимите сцепление с установочных штифтов маховика. Обратите внимание на положение ведомого диска относительно маховика.

Установка сцепления Форд Транзит

Крайне важно, чтобы на фрикционных поверхностях ведомого и нажимного дисков, а также маховика, не попала смазка. Рекомендуется перед установкой сцепления вымыть руки и протереть нажимной диск и маховик чистой тряпкой.

Приложите ведомый диск сцепления Форд Транзит к маховику, следя за его правильным положением: выступающая часть ступицы с торсионной пружиной должна быть направлена в противоположную от маховика сторону.

Установите кожух сцепления на штифты, следя за тем, чтобы совместились сделанные ранее метки. Вставьте шесть болтов с пружинными шайбами и затяните их вручную так, чтобы ведомый диск был слегка прижат, но его можно было бы сдвинуть с места.

Ведомый диск сцепления Форд Транзит необходимо отцентровать так, чтобы при установке коробки передач первичный вал вошел во внутренние шлицы в ступице ведомого диска.

Лучше всего использовать для этой цели универсальную оправку для центровки сцепления или старый первичный вал от коробки передач.

Оправка должна плотно входить шлицевое отверстие ступицы ведомого диска, при этом ее узкий конец должен вставляться в направляющий подшипник, расположенный в торце коленчатого вала двигателя, в центре маховика).


Рис.56. Центровка ведомого диска сцепления Форд Транзит при помощи оправки

Вставьте оправку в ведомый диск и в направляющий подшипник (рис.56). Постепенно, в диагональной последовательности затяните болты кожуха сцепления, соблюдая необходимый крутящий момент. Вытащите оправку.

Установите на место коробку передач.

Выжимной подшипник и рычаг выключения сцепления Форд Транзит - снятие и установка

Если двигатель отсоединен от коробки передач, рекомендуется обязательно снять и осмотреть выжимной подшипник, находящийся на направляющей втулке в картере сцепления.

Если коробка передач находится на автомобиле (двигатель снят), снимите резиновый чехол и отсоедините трос от рычага выключения сцепления.

Отсоедините выжимной подшипник от рычага выключения сцепления Форд Транзит и снимите его с направляющей втулки.

Снимите рычаг выключения сцепления с шарового пальца и вытащите его из кожуха сцепления.

Проверьте выжимной подшипник. При наличии следов вытекающей из подшипника смазки, замените подшипник.

Установка рычага и подшипника сцепления Форд Транзит производится в обратном порядке.

При установке рычага следите, вилка на конце рычага вошла в зацепление с шаровым пальцем, а также убедитесь, что выжимной подшипник правильно соединен с рычагом.

Осмотр и замена деталей сцепления Форд Транзит

Осмотрите фрикционные поверхности нажимного диска и маховика на наличие повреждений.

Незначительными дефектами можно пренебречь, однако при наличии глубоких кольцевых канавок или большого износа необходимо заменить кожух сцепления Ford Transit, а поверхность маховика восстановить механической обработкой (при условии, что можно обойтись снятием минимального слоя металла). При сильном износе лучше заменить маховик.

Замените ведомый диск сцепления Форд Транзит, если фрикционные накладки изношены до заклепок. Если накладки замаслены, необходимо найти и устранить причину утечки масла.

Как правило, масло вытекает из-под изношенного сальника первичного вала коробки передач или заднего сальника коленвала. Проверьте шлицы ступицы ведомого диска на наличие чрезмерного износа.

Осмотрите кожух сцепления и диафрагменную пружину. Если на диафрагменной пружине имеются участки с цветами побежалости, появляющиеся в результате перегрева сцепления, ведущий диск в сборе нужно заменить.

Снимите выжимной подшипник и, вращая его, проверьте плавность хода подшипника.

Взявшись за наружное кольцо подшипника, попробуйте раскачать его в поперечном направлении относительно внутреннего кольца. Если чувствуется большой люфт или заедание при вращении подшипника, подшипник нужно заменить.

Возможные неисправности сцепления Форд Транзит

Рывки при трогании автомобиля с места

- Изношены или замаслились фрикционные накладки ведомого диска.

- Ослаблены или поломаны демпферные пружины ведомого диска.

- Изношены или разрушены опорные подушки двигателя или коробки передач.

- Ведомый диск сцепления Форд Транзит застрял на шлицах первичного вала.

- Первичный вал коробки передач заклинило в направляющем подшипнике коленвала.

Снимите крышку с бачка с тормозной жидкостью. С помощью шприца извлеките тормозную жидкость до отметки MIN на бачке. Поднимите автомобиль и подставьте под него опоры.

Снимите крышку со штуцера на рабочем цилиндре сцепления.

Установите фиксатор нагнетающего трубопровода рабочего цилиндра сцепления Форд Транзит, как показано на рисунке. Переместите нагнетающий трубопровод рабочего цилиндра сцепления в направлении стрелки.

Установите специальное приспособление для удаления воздуха из гидропривода. Залейте в резервуар 1 примерно 100 мл новой тормозной жидкости, присоедините трубку 2 от резервуара к штуцеру на рабочем цилиндре сцепления и закачайте с помощью насоса 3 примерно 80 мл жидкости в гидропривод сцепления Форд Транзит.


Снимите специальное приспособление для удаления воздуха из гидропривода.

Переместите нагнетающий трубопровод рабочего цилиндра сцепления Форд Транзит в направлении стрелки.

Установите фиксатор нагнетающего трубопровода рабочего цилиндра сцепления.

Установите крышку на штуцер на рабочем цилиндре сцепления. Опустите автомобиль. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Закрутите крышку бачка с тормозной жидкостью

Автомобили Форд Транзит с передним приводом

Снимите крышку с бачка с тормозной жидкостью. С помощью шприца извлеките тормозную жидкость до отметки MIN на бачке. Снимите крышку со штуцера на рабочем цилиндре сцепления.

Установите специальное приспособление для удаления воздуха из гидропривода.

Залейте в резервуар 1 примерно 100 мл новой тормозной жидкости, присоедините трубку 2 от резервуара к штуцеру на рабочем цилиндре сцепления Форд Транзит.

Извлеките фиксатор в направлении стрелки 1 и переместите нагнетающий трубопровод 2 рабочего цилиндра сцепления в направлении стрелки.

С помощью насоса прокачайте гидропривод сцепления Ford Transit, закачав внутрь примерно 60 мл жидкости.

Переместите нагнетающий трубопровод рабочего цилиндра сцепления Форд Транзит в направлении стрелки 1 и фиксатор нагнетающего трубопровода рабочего цилиндра сцепления в направлении стрелки 2.


Снимите специальное приспособление для удаления воздуха из гидропривода. Установите крышку на штуцер на рабочем цилиндре сцепления.

Опустите автомобиль. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке. Закрутите крышку бачка с тормозной жидкостью.

Удаление воздуха из системы сцепления автомобиля Форд Транзит для 6-ступенчатой механической коробки передач в блоке с ведущим мостом ( КПП МТ-82)

Удалите тормозную жидкость из бачка гидропривода тормозов. Поднимите автомобиль и поставьте его на надежные опоры. Снимите пылезащитный колпачок ниппеля удаления воздуха рабочего цилиндра сцепления Форд Транзит.

Бачок специального инструмента следует расположить ниже ниппеля удаления воздуха.
Установите специальный инструмент. Налейте в бачок специального инструмента приблизительно 100 мл новой тормозной жидкости Super DOT 4.

Подсоедините шланг бачка к ниппелю удаления воздуха рабочего цилиндра сцепления Ford Transit.

Используя специальный инструмент, удалите воздух из системы сцепления. Заправьте в систему сцепления приблизительно 80 мл тормозной жидкости Super DOT 4.

Затяните ниппель выпуска воздуха. Снимите специальный инструмент. Для того чтобы удалить из системы любое небольшое количество остающегося в ней воздуха, несколько раз (максимум пять) выжмите педаль сцепления на полный ход.

Опустите автомобиль. Проверьте уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов и при необходимости заправьте бачок тормозной жидкостью до отметки МАХ. Проверьте правильность работы системы управления сцеплением автомобиля Форд Транзит.

Запустите двигатель, выжмите педаль сцепления, подождите две секунды, затем аккуратно включите передачу заднего хода.

При наличии каких-либо необычных шумов или затруднений при включении передачи заднего хода повторите процедуру удаления воздуха из системы сцепления Ford Transit.

Загрязнение крышки бачка гидропривода тормозов не допускается. Установите крышку на бачок гидропривода тормозов.

Регулировка троса переключения передач автомобиля Форд Транзит

Поднимите автомобиль и подставьте под него опоры. Снимите крышку механизма переключения передач. Установите рычаги включения и выбора передач в нейтральное положение.


Снимите фиксаторы 1 и извлеките крепежные пластины 2 из корпусов.

С помощью вспомогательного болта М 10x30 заблокируйте рычаг переключения передач в нейтральном положении.



Заблокируйте тросы переключения передач, переместив крепежные пластины 2 внутрь до упора и вставив фиксаторы 1.

Установите крышку механизма переключения передач Форд Транзит.

Органы управления сцеплением автомобиля Форд Транзит с коробкой передач МТ-75



1. Питающий трубопровод главного цилиндра сцепления, 2. Главный цилиндр сцепления, 3. Магистраль сцепления высокого давления, 4. Рабочий цилиндр сцепления, 5. Подшипник выключения сцепления, 6. Рычаг выключения сцепления

Для автомобилей Форд Транзит с 6-ступенчатой МКПП

Снимите крышку консоли переключения передач. Используя специальный инструмент. Заблокируйте рычаг переключения передач в положении 1-й/2-й передачи.

Переключите рычаг на 2-ю передачу. Заблокируйте регулятор троса выбора передач Форд Транзит. Установите крышку консоли переключения передач.

Привод сцепления автомобиля Форд Транзит

Элементы привода сцепления автомобилей с задним приводом показаны на рис. 62, автомобилей с передним приводом - на рис. 63.


Рис.62. Элементы привода сцепления автомобилей Форд Транзит с задним приводом

1 - Бачок с тормозной жидкостью; 2 - Педаль сцепления; 3, 7 - Нагнетающий трубопровод; 4 - Главный цилиндр сцепления; 5 - Шайба; 6 - Рабочий цилиндр сцепления; 8 – Рычаг выключения сцепления; 9 - Подшипник выключения сцепления; 10 - Нажимной диск сцепления.


Рис. 63. Элементы привода сцепления автомобилей Форд Транзит с передним приводом

1 - Рабочий цилиндр сцепления; 2, 5 - Нагнетающий трубопровод; 3 - Трубка для удаления воздуха; 4 - Бачок с тормозной жидкостью; 6 - Педаль сцепления; 7 - Главный цилиндр сцепления; 8 - Шайба; 9 - Нажимной диск сцепления.

Снятие и установка главного цилиндра сцепления Форд Транзит

Отсоедините нагнетающий трубопровод от главного цилиндра сцепления Ford Transit. Отцепите фиксатор и отсоедините трубку от главного цилиндра сцепления.

Отсоедините главный цилиндр сцепления Форд Транзит от перегородки моторного отсека, прокрутив его на 90".

Отсоедините шток привода главного цилиндра от педали сцепления. Снимите главный цилиндр сцепления. Установка проводится в порядке, обратном снятию.

Снятие и установка рабочего цилиндра сцепления Форд Транзит

Автомобили Ford Transit с задним приводом

Поднимите автомобиль и подставьте под него опоры. Отсоедините нагнетающий трубопровод от рабочего цилиндра сцепления Форд Транзит. Снимите рабочий цилиндр сцепления.

Автомобили Ford Transit с передним приводом

Снимите коробку передач. Протрите первичный вал сухой тряпкой. Снимите рабочий цилиндр сцепления Форд Транзит вместе с подшипником выключения сцепления.

Нанесите герметик на сопрягаемые поверхности рабочего цилиндра сцепления в сборе с подшипником выключения сцепления и картера коробки передач в блоке с ведущим мостом.


Не наносите смазку на любой участок рабочего цилиндра сцепления.

Установите новый рабочий цилиндр сцепления Форд Транзит в сборе с подшипником выключения сцепления.

Установите рабочий цилиндр сцепления в сборе с подшипником выключения сцепления.

Подсоедините чехол. Нанесите на шлицы первичного вала тонкий слой высокотемпературной смазки. Установите коробку передач в блоке с ведущим мостом.

Сцепление автомобиля Форд Транзит с МКПП МТ82

В соответствии со стандартом Ford Transit оснащается 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач (МТ82) с саморегулируемым сцеплением. С учетом высокого передаваемого крутящего момента сцепление было усилено.

Наружный диаметр сцепления по сравнению с 5-ступенчатой МКПП (МТ-75) был увеличен на 8 мм и доведен до 258 мм.

Для 6-ступенчатой механической коробки переключения передач (МТ82) гидравлический привод сцепления был модернизирован. В отличие от 5-ступенчатой МКПП (МТ-75) автомобиля Форд Транзит рабочий цилиндр сцепления встроен в картер сцепления.

Гидравлический привод сцепления Ford Transit - саморегулируемый. Не заменяйте рабочий цилиндр сцепления после замены сцепления.

Управление сцеплением автомобиля Форд Транзит с КПП МТ-82


1. Рабочий цилиндр сцепления, 2. Ниппель выпуска воздуха, 3. Гидравлический трубопровод, 4. Питающий трубопровод главного цилиндра сцепления, 5. Главный цилиндр сцепления, 6. Держатель гидравлической магистрали

Главный цилиндр сцепления Форд Транзит с МКПП МТ82 - снятие и установка

Удалите тормозную жидкость из бачка гидропривода тормозов. Дайте жидкости возможность стечь в подходящую емкость.

Закройте питающий шланг главного цилиндра сцепления Ford Transit, чтобы предотвратить вытекание рабочей жидкости или проникновение грязи.

Отсоедините питающую магистраль главного цилиндра сцепления от бачка гидропривода тормозов и магистраль высокого давления от главного цилиндра сцепления. Отсоедините толкатель главного цилиндра сцепления Форд Транзит от педали сцепления.

Снимите шайбу и зажим. Снимите главный цилиндр сцепления. Выверните болты. Сдвиньте главный цилиндр сцепления с элементов крепления на коробке педали сцепления.

В трансмиссию Форд Фокус входят коробка передач, сцепление и главная передача. Для того чтобы все элементы взаимодействовали безупречно, их соединяет точно гармонизированная система шарниров, валов, подшипников и шестерен.

Сцепление Форд Фокус для механической коробки передач

Во всех моделях с механической коробкой передач работает однодисковое сухое сцепление — в равной степени простая и целесообразная конструкция.

В однодисковом сухом сцеплении Ford Focus есть недостаток, который заключается в том, что изнашивающиеся детали, например выжимной подшипник сцепления и ведомый диск, не слишком доступны.


Рис.2. Сцепление Форд Фокус

1- ведомый диск сцепления, 2- нажимной диск сцепления (корзина сцепления), 3 - Во всех моделях с механической коробкой передач нажимной диск имеет диафрагменную пружину.

Для этого нужно отсоединить коробку передач от двигателя и демонтировать — работа, требующая солидных знаний и специальных инструментов.

Поэтому замену узлов сцепления лучше предоставить специализированной мастерской.

Замена сцепления Форд Фокус

Перед заменой сцепления нужно демонтировать коробку передач.

Замену сцепления Ford Focus проводите в следующей последовательности:

- отверните крест-накрест все крепежные болты кожуха сцепления в сборе. Момент затяжки болтов уменьшайте, постепенно отворачивая их на 2 оборота, пока пружина весь не разгрузится; - демонтируйте кожух сцепления с нажимным и ведомым дисками со штифтов;

- измерьте техническое положение деталей сцепления.

- Осмотреть ведомый диск сцепления Форд Фокус, не допускаются трещины на деталях;

- Проверить на износ фрикционные накладки. Если у них замасленная поверхность, то ведомый диск нуждается в замене;

- Проверить, надежно ли фиксируются демпферные пружины в гнезде ступицы ведомого диска сцепления;

- Проверить биение у ведомого диска;

Ведомый диск сцепления Ford Focus меняется независимо от ведущего при выявленном осевом биении больше 0,5 мм, при замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе фрикционных накладок, при ослаблении заклепочных соединений на ведомом диске, а также в том случае, когда расстояние между рабочей поверхностью фрикционной накладки и головками заклепок составляет менее 0,2 мм.

Ведомый диск сцепления Форд Фокус при сборке надевается на первичный вал коробки передач, и шлицы отверстия в ступице диска входят в постоянное зацепление со шлицами первичного вала.

При этом ведомый диск имеет возможность осевого перемещения по шлицам первичного вала.

Установку сцепления Форд Фокус проводите в следующей последовательности:

- очистите трущиеся поверхности маховика и нажимного диска, удалите пыль с деталей сцепления, избегайте применения чистящих средств и растворителей;

- с помощью центрирующей оправки отцентрируйте ведомый диск относительно оси коленчатого вала

- установите нажимной диски на маховик. Болты 2 затягивайте равномерно крест-накрест. Болты затяните моментом 29 Нм, после этого выньте оправку


Рис. 50. Центрирование ведомого диска сцепления Форд Фокус


Рис. 60. Установка сцепления Форд Фокус

1 — болт; 2 — кожух сцепления в сборе; 3 — центрирующая оправка


Рис.3. Гидравлическое управление сцеплением Форд Фокус

А - главный цилиндр сцепления с интегрированным выжимным подшипником - коробка передач МТХ-75; В-главный цилиндр сцепления с интегрированным выжимным подшипником - коробка передач IB5; 1 - синтетическая манжета; 2 - подключение удаления воздуха; 3 - подающий трубопровод; 4 - подключение удаления воздуха; 5 - выключатель состояния уровня тормозной жидкости; 6 - расширительный бачок с тормозной жидкостью; 7 - доливающий трубопровод; 8 - педаль сцепления; 9 - рабочий цилиндр сцепления; 10 - предохранительный зажим; 11 - нагнетательный трубопровод.

Органы управления сцеплением Форд Фокус для КПП iB5 в блоке с ведущим мостом

Сцепление имеет гидравлический привод. Для питания гидравлической системы сцепления используется тормозная жидкость из отдельной камеры бачка для тормозной жидкости.

При нажатии на педаль сцепления возрастает давление в главном цилиндре сцепления. Это давление доходит до рабочего цилиндра, который затем воздействует на подшипник выключения сцепления.

Преимущества гидравлического привода сцепления заключаются в следующем:

– Автоматическая регулировка
– Низкое рабочее усилие
– Минимальный износ

Следующие элементы гидропривода сцепления Форд Фокус отличаются от аналогичных элементов:

– Модифицированный рабочий цилиндр сцепления; невозможно индивидуально заменить подшипник выключения сцепления.
– Не регулируется ход педали сцепления.
– Убран клапан предварительного нагружения; предварительное нагружение создается пружиной.
– Новый рабочий цилиндр сцепления

Бачок рабочей жидкости

Бачок с тормозной жидкостью содержит тормозную жидкость для гидропривода сцепления и для системы тормозов. Внутри бачок разделен на две камеры - соответственно для гидропривода сцепления и для системы тормозов.

Если в гидроприводе сцепления имеются протечки, система тормозов работает нормально.

Главный цилиндр сцепления Форд Фокус

Давление, требуемое для задействования сцепления, создается главным цилиндром сцепления.

При нажатии на педаль сцепления шток поршня перемещает поршень главного цилиндра сцепления Форд Фокус.

Гидравлическая жидкость в главном цилиндре сцепления подвергается воздействию давления и по трубопроводу высокого давления подается к рабочему цилиндру сцепления.

Рабочий цилиндр сцепления Форд Фокус

Центральный рабочий цилиндр сцепления Форд Фокус оснащается встроенным подшипником выключения сцепления и тремя болтами крепится к картеру сцепления.

Подшипник выключения сцепления устанавливается в рабочий цилиндр сцепления по посадке с натягом. Заменить его индивидуально невозможно.

Гидравлическая жидкость, выдавливаемая поршнем главного цилиндра, перемещает поршень рабочего цилиндра сцепления и это, в свою очередь, приводит к осевому перемещению подшипника выключения.

Подшипник выключения упирает внутреннее кольцо подшипника в выступы диафрагменной пружины. Создаваемое под воздействием пружины сцепление между ведомым диском сцепления и маховиком нарушается.

При отпускании педали сцепления диафрагменная пружина направляет поршень в рабочем цилиндре обратно в его исходное положение. Под воздействием пружины сцепление между ведомым диском сцепления и маховиком снова восстанавливается.

Органы управления сцеплением Форд Фокус для КПП МТХ-75 в блоке с ведущим мостом

Автомобиль оснащается гидроприводом сцепления, который аналогичен гидроприводу, используемому на автомобиле Mondeo 1997 года. Бачок для тормозной жидкости имеет отдельную камеру, содержащую тормозную жидкость для гидропривода сцепления.

При нажатии на педаль возрастает давление в главном цилиндре сцепления Форд Фокус, и происходит задействование встроенного подшипника выключения сцепления в рабочем цилиндре сцепления.

В сравнении с автомобилем Mondeo 1997 года изменены следующие моменты:

– Порты для удаления воздуха и подачи давления на рабочем цилиндре сцепления
– Порты на главном цилиндре сцепления
– Отсутствие клапана предварительного нагружения; предварительное нагружение создается пружиной
– Отсутствие регулировки хода педали сцепления

Сцепление Форд Фокус и его узлы

Маховик двигателя: маховик привинчен к коленвалу устойчиво против скручивания.

Диск сцепления (ведомый диск) Форд Фокус: размешается с возможностью смещения по оси и устойчиво против скручивания на входном вале коробки передач.

На обеих сторонах стального диска наклепаны фрикционные накладки. Внешний диаметр диска сцепления в Focus имеет разные размеры, зависящие от двигателя:

- 1,4/1,6 л Zetec-SE - 210 мм;
- 1,8/2,0 л Zetec-E-220 мм;
- 1,8 л EnduraDl-228 мм.

Нажимной диск сцепления (автоматика сцепления) Форд Фокус: привинчен к маховику устойчиво против скручивания. Прижимает к маховику диск сцепления с плавающим расположением посредством тарельчатой пружины.

Выжимной подшипник (во всех моделях интегрирован прямо в главный цилиндр сцепления) располагается с возможностью осевого смещения на выжимном вале.

Нажимное усилие, создаваемое педалью сцепления, переносит на тарельчатую пружину нажимного диска сцепления. За счет этого нажимной диск разгружается - ведомый диск теряет прижимное давление к маховику двигателя.

Регулирующая автоматика: во всех моделях сцепление с гидравлическим приводом автоматически регулирует предписанный зазор педали сцепления. Исключены обременительные установочные работы.

Если сцепление Форд Фокус проскальзывает, то вы должны исходить из того, что предстоит его замена или, может быть, только заклинивает клапан давления на входе гидравлики сцепления.

Включите ручной тормоз и запустите двигатель. Нажмите на педаль сцепления, включите 3-ю передачу и попытайтесь двинуться.

При безупречном сцеплении двигатель заглохнет уже на первой четверти возвращения педали сцепления в исходное положение. Если двигатель продолжает работать, сцепление изношено.

Если при переключении на высшую передачу слышится скрежет или скрип, то часто причина том, что сцепление уже не выключается правильно.

Проведите следующую проверку с помощью передачи заднего хода. Этой проверкой вы исключите возможные повреждения коробки передач.

Запустите двигатель на холостом ходу. Полностью отожмите педаль сцепления, подождите примерно три секунды, затем включите заднюю передачу. Если вы теперь услышите такой же скрежет, то сцепление выключается нечисто.

Перед ремонтом на всякий случай проверьте функционирование регулировочной автоматики.

Главный цилиндр сцепления Форд Фокус

Снимите корпус воздушного фильтра (вариант с двигателем 2.0l Zetec-E c механической коробкой передач MTX 75).

Отсоедините электрический разъем датчика массового расхода воздуха (MAF). Отсоедините шланг принудительной вентиляции картера.

Отсоедините впускной шланг. Снимите центральную коробку соединений.

Отсоедините магистрали от главного цилиндра сцепления Форд Фокус.

Снимите зажимы. Снимите магистраль высокого давления с кронштейна.

Снимите нижнюю крышку панели приборов (четыре винта) и панель отделки ниши для ног (зажимы).

Снимите главный цилиндр сцепления. Выверните болты.

Высвободите главный цилиндр сцепления из опоры педали. Отсоедините шток поршня от педали сцепления.


На наших бусиках как все знают — автоматическая система регулировки сцепления. Гребенка, так называемая.
Когда покупал свой — это был один из "косяков": при выжиме сцепление переодически срывалось, при надлежащей сноровке ничего страшного конечно, пережать недолго, но приятного мало.
"Косячок" этот был видимо не один день, так как предыдущий хозяин "выдал" с собой новую "гребенку" в коробочке со словами "поменяешь…"
Поменял. И на следующий день в дорогу, путь лежал в Курск. Не срывается, все ОК, но… Ну недовыжимает, чувствую же! Причем в пробках в чужих городах это ощущается на спине, она мокрая вся, да и машинку жалко… В Воронеже, на первом, въездном кольце со стороны Тамбова, особенно чувствовалось — оно забито постоянно, проталкиваешься еле-еле, а тут еще сцепление мозг… насилует.
Уже на обратном пути опять пару раз срыв трещетки был (((
Не, ребяты-демократы, это не по мне! У меня когда машина барахлит я и убить могу ненароком)))
Приехал, раскидал.
Все нормально, вообще без косяков, ни люфтов, ни износа… Ничего не понимаю!
Ну не понимаю, ну и хрен с ним! Ездили пол жизни без автоматов и живы!
Короче, поняв принцип работы решил выкинуть всю эту автоматику-кибернетику и за. зададелать все надежно, по-русски, на гвоздях на сотке! (шутка, конечно)))
Принцип там простой: тросик сцепления стоит на полукруглой гребенке, которую тянет вниз пружина, а в максимальный момент натяжки собачка за зубчики на гребенке фиксирует ее от возврата.
Понятно.
Моя задача — провернуть гребенку на нужный мне угол и зафиксировать.
Ну а дальше элементарно — снял педаль, вырезал окно, вварил гайку, в нее болт, который подпирает-натягивает гребенку с закрепленным на ней тросиком и поставил всю эту конструкцию на место.




Вот три фотки, которые в принципе все объясняют.
Теперь поподробнее. Площадка, в которую вкручен болт — это гайка крепления сидений от Жигулятора, она прямоугольная с отверстием и резьбой М8 1,25, угол установки подбирал по принципу чтобы болт примерно под прямым углом в гребенку упирался. Болт — попался регулировочный болт от фары 2109. Почему он? Там на конце болта шарик, который по назначению в кронштейн защелкивается. В моем варианте он будет меньше "грызть" гребенку. Пластмассовый наконечник с него, конечно отрезал, навернул гайку на 13 и после подгонки по длине эту гайку сваркой прихватил.
Болт конечно можно и самому слепить, кончик на болгарке закруглить и все. Но я пошел таким путем.
С чего это я вспомнил.
Сегодня эта конструкция прошла 52 тыс. и я первый раз подтянул сцепление — педаль в конце стала брать, а привык что посередине))
Ну, у кого какие доводы "за и против" — высказывайтесь.
Мой довод — со сцеплением ездить приятнее, особенно под свои предпочтения отрегулированным, как время показало — по долговечности не напрягло.
Да, если кто будет делать — контрогайку на болт не забудьте, что то про нее я не написал…


Наверное не секрет, не для кого, что тросик рвется, буквально 2-3 месяца и замена… так и у меня, когда брал бус, сцепления не было вовсе, но 2 запасных тросика лежало под сиденьем, я еще тогда удивился, зачем … позвонив старому хозяину, он что то мне там бормотал о том, что тросик рветься регулярно, и что бы убрать эту болячку, нужно просто взять и поставить педаль от 5 поколения… но сняв педальку, я вообще афигел, мягко говоря, как вообще у меня работало это сцепление, самонятяжки не было, трещетки тоже, единственное, это был вкручен саморез, видимо для регулировки полумесяца…
Рассмотрел варианты, как можно выйти из ситуации, было принято решение, сделать самоподвод, методом болтом 80хм8, длинную гайку, и гайку для контрагаенья.
Что у меня вышло, смотрите сами… фото ниже
П.с. кстати поэтапная замена тросика, происходила очень быстро. Сначало одет трос в полумесяц, закреплено в кабине, хорошенько смазан, и уже потом был закреплен за вилочку возле коробки. Весь процесс вместе с поваркой, занял примерно 1.5 часа😎

Читайте также: