Форд шел и кобра

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Официальный дебют юбилейной Кобры состоится в Калифорнии 12 августа в рамках мероприятия Gordon McCall’s Motorworks Revival на трассе Mazda Raceway Laguna Seca, где предстанет перед публикой вместе с несколькими оригинальными Дайтонами.

Юбилейную версию украсят специальные таблички. Будут отличия и в начинке, но всех деталей фирма не раскрывает.

У современной Дайтоны Кобры максимально близкая к оригиналу конструкция. Американцы пользовались старыми чертежами, а также измерениями одного из аутентичных купе 1960-х.

Купе 50th Anniversary Cobra Daytona будет выпущено тиражом всего 50 штук. Покупателям позволят выбрать кузов. Он может быть из стеклопластика или из алюминия (из него же были выполнены наружные панели исторического прототипа). Последний миллиметр в миллиметр повторяет оригинал полувековой давности, а пластиковый будет несколько отличаться внешним оформлением.

Ради безопасности в машине сделаны отступления от оригинала (например, поставлены современные дисковые тормоза, усилена пространственная рама).

Можно будет выбрать из нескольких цветов кузова. Во всех случаях салон будет чёрный с премиальной кожаной отделкой.

От прообраза 1960-х современная реплика мотора Shelby отличается алюминиевым блоком цилиндров вместо чугунного.

Сколько мастера возьмут за работу по установке мотора — не уточняется. Но в любом случае приобретение такого реинкарнированного спорткара обойдётся поклоннику старины в разы дешевле, чем попытка выкупить один из шести оригинальных экземпляров Дайтоны Кобры 1960-х годов на каком-нибудь аукционе.

История

Оригинальное гоночное купе Shelby Daytona Cobra Coupe было разработано на основе другой легенды — родстера AC Cobra. Его создала британская компания AC Cars при самом активном участии опять же Кэрола Шелби. От открытой Кобры купе унаследовало шасси и мотор с трансмиссией. Под капотом Дайтоны Кобры стоял мотор Ford V8 4.7, развивавший порядка 400 л.с.

Облик этого купе создал дизайнер Питер Брок. Между прочим, он один из авторов концепта Corvette Stingray 1957 года, предвосхитившего появление Корвета второго поколения.

Всего в 1964 и 1965 годах было выпущено шесть экземпляров гоночной Кобры-купе. Они успешно сражались на трассе Дайтона, в Монце, в Ле-Мане, на Нюрбургринге, зачастую побеждая в своём классе. В 1965 году с купе Daytona фирма Shelby стала первым американским производителем, победившим в чемпионате FIA World Sportscar. В отдельной категории более двух литров Shelby в зачёте конструкторов тогда обошла Ferrari. Интересно, что помимо Кобры Shelby выставляла в 1965-м и легендарный Ford GT40, но его подлинный звёздный час (как в этом чемпионате, так и в марафоне в Ле-Мане) был ещё впереди.


Бывает ли слишком много мощности? С какого момента автомобиль уже однозначно становится опасным? Если когда-либо и был создан заводской ответ на эти вопросы – он перед вами. Эталон избыточности и безрассудства. Истории о Shelby Super Snake стали легендами. И на то есть причина. С самого начала эти автомобили строились более быстрыми, более яростными и более брутальными, чем все, созданное до этого Кэрроллом Шелби. А Шелби знал толк в быстрых, яростных и брутальных автомобилях. 7-литрового биг-блока Ford в гоночной спецификации уже более, чем хватало для крохотного шасси Shelby Cobra, чтобы обеспечить машине показатели мирового уровня на 1966 год. Но разместить под капотом Cobra еще и целых два центробежных компрессора Paxton?! О чем думали создатели этого монстра?


When I die I don’t wanna go to heaven
I just wanna drive my beautiful machine
Up north on some Sonoma country road
With Jimmy Dean and Steve McQueen
All the boys be singin’, singin’

— Jimmy Webb, “Too Young To Die”

CSX3015 — личная суперзмея Кэрролла

Создавая свой персональный экземпляр Cobra в начале 1967 года, Кэрролл Шелби задумал получить автомобиль, которому не будет равных ни на дорогах Америки, ни даже среди чисто гоночных Cobra. Ходят слухи, что желание это возникло, когда Кэрролл проиграл дорожную гонку своему юристу за рулем Ferrari 275 GTB/4. Он начал с уже готовой Shelby 427 Cobra Competition Roadster 1965 года, кузов номер CSX3015: эта машина цвета Guardsman Blue только вернулась из рекламного турне Ford по Европе.


Все необходимое оборудование для езды по улицам было добавлено, но сохранились и гоночные компоненты: усиленное шасси, увеличенный бензобак, задний мост с выносным масляным радиатором, усиленные тормозные суппорты Girling от Ford GT-40, колесные диски Halibrand… А вот те 500 л.с., которые развивал 7-литровый двигатель, показались Шелби всего лишь хорошей отправной точкой.


В 1966 году Shelby American начали сотрудничество с Paxton по установке центробежных нагнетателей в новый купе Shelby GT350 на основе Mustang с 4.9-литровым двигателем (289-й блок). Настоящий техасец Шелби решил, что если один компрессор на 289-м моторе – это хорошо, то два компрессора в сочетании с 427-м двигателем – еще лучше. В итоге нагнетатели, приводившиеся в движение одним ремнем, были установлены под капот его личной Cobra. Каждый подавал воздух на огромный 4-камерный карбюратор Holley – для их установки потребовался специальный экспериментальный впускной коллектор. Сдвоенный трос дроссельных заслонок тоже сделали на заказ.


Под штатный капот вся эта конструкция не влезла, поэтому был изготовлен альтернативный, мгновенно выделяющий компрессорную Cobra среди других 427. При давлении наддува всего 0,4 бар, итоговая мощность двигателя составила 800 л.с. – на 60% больше, чем у “простых” 427 Cobra Competition. Чтобы представить себе темперамент и способности этого автомобиля, стоит напомнить, что масса Shelby Cobra составляла примерно 1150 кг.



Кэрролл использовал CSX3015 для собственного удовольствия, иногда участвуя в гонках вроде нелегальных дружеских заездов Turismos Vistadores из Лос-Анджелеса в Элко, Невада, где показал подтвержденную радаром скорость 306 км/ч (190 миль/ч) с капитаном California Highway Patrol в качестве пассажира. Невероятные характеристики личной машины Шелби позитивно способствовали и образу его компании.





С 1995 года CSX3015 сменил нескольких владельцев, пока не попал в руки к Харли Клакстону III – известному энтузиасту Ford GT-40 и дилеру автораритетов из Аризоны. Он произвел еще одну полную реставрацию, вернув CSX3015 оригинальный синий цвет.


Автомобиль стал звездой аукциона Barrett & Jackson в Скоттсдейле, Аризона, в январе 2007 года. Известный коллекционер Рон Пратт приобрел Shelby 427 Cobra Super Snake за $5 500 000, что на тот момент было рекордом цены и для марки Shelby, и для американских автомобилей вообще:

Спустя 8 лет, 17 января 2015 года на таком же аукционе Barrett & Jackson в Скоттсдейле, где распродавалась вся коллекция Пратта, Super Snake обрел нового хозяина. На этот раз, уникальная Cobra стоила лишь чуть-чуть дешевле: $5 115 000:

CSX3303 — многократно печальная история

Ladies and gentleman, I was idling… I was idling… the car had not moved, I had not put my foot on the gas pedal… and it was killing people…
— Bill Cosby, “200 M.P.H.”




Но Англисс был известен тем, что владел компанией CP Autokraft, английским производителем кит-каров, внешне копирующих Shelby Cobra. Более того, несколько позже, с 1986 по 1996 год, Брайану принадлежала даже сама компания AC Cars Ltd – создатель изначального шасси Ace и Cobra. Безусловно, имея такие возможности, Англисс за три года восстановил CSX3303, даже несмотря на то, что от оригинального автомобиля целой осталась только табличка с номером, а сам кузов и шасси были полностью новыми — даже руль установили по-английски справа. Да и двигатель установили “обычный” – 427-й блок с карбюраторами Weber 48 IDA. В таком виде в конце 1970-х годов машину продали одному из самых уважаемых автоколлекционеров Великобритании – сэру Энтони Бэмфорду из Стаффордшира.


В отличие от CSX3015, даже качественных фотографий CSX3303 найти практически нельзя… Однако, вот так эта машина выглядит в последние годы.


Родной двигатель под капотом CSX3303 после второй реставрации. Видны некоторые неаутентичные детали, вроде трамблера MSD

Эта статья впервые была написана мной в 2015 году для конкурса авторов Kolesa.ru, опубликована там: "200 M.P.H: невероятная история двух компрессорных Shelby 427 Cobra Super Snake" и стала призёром в категории исторических материалов. Для перепубликации здесь я подобрал более корректные иллюстрации и в некоторых деталях дополнил статью.


Самым дорогим американским автомобилем отныне считается Shelby Cobra Super Snake. За него придётся выложить не менее 5,5 миллионов долларов, если, конечно, удастся уговорить владельца продать его.

Реплики автомобилей Cobra сейчас выпускают все, кому не лень — среди эта машина является самым настоящим ширпотребом. В той же Англии существует больше сотни фирмочек, которые делают эти родстеры буквально на коленке из разнообразных деталей. Но бывают и очень редкие и дорогие Cobra, например, те, которые создал Кэрол Шелби (Caroll Shelby).

Сейчас особо редкие версии Shelby Cobra ценятся на вес золота. Например, версия Shelby Super Snake, проданная недавно на аукционе коллекционных автомобилей Barrett-Jackson, обошлась новому владельцу в 5,5 миллионов долларов, став самым дорогим американским автомобилем за всю историю.

Этот редкий автомобиль изначально был сделан Шелби всего в двух экземплярах. Один он построил для себя, а второй — для известного комика Билла Косби (Bill Cosby). Впрочем, судьба второго экземпляра незавидна — он был продан, а затем новый владелец упал на нём c моста в Тихий океан. Поэтому коллекционер Рон Прэтт (Ron Pratt) из Аризоны приобрёл поистине уникальный автомобиль.

Разработанная компанией Ford новая Cobra дебютировала на Детройтском автосалоне 2004 года и должна была стать серийной, но так и осталась в единственном экземпляре. Уникальный родстер с элементами шасси Ford GT и экспериментальным атмосферным мотором V10 будет продан на аукционе Mecum, который пройдёт с 12 по 14 августа в калифорнийском Монтерее.

Великий американский автомобильный конструктор Кэрролл Шелби, приложивший руку к созданию таких машин как Ford GT40 и Dodge Viper, на закате своей карьеры пытался сделать с нуля собственный спорткар — новую Кобру (классическая Shelby Cobra — это, напомним, доработанная версия модели британской фирмы AC Cars). Проект, получивший название Shelby Series 1, о котором мы подробно рассказывали в привязке к другому аукциону, затевался в середине 90-х годов прошлого века и потерпел фиаско, но его идея не умерла, и за разработку новой Кобры взялась компания Ford — главный и самый удачный партнёр Кэрролла Шелби.


Новая Cobra получила неофициальное прозвище Daisy, в основу её кузова легла пространственная рама из алюминиевых профилей, а внешние панели изготовлены из стеклопластикового композита. Спартанский интерьер имеет алюминиевую переднюю панель с аналоговыми приборами и минимумом клавиш. Единственный явный признак современной эпохи — электронное зеркало заднего вида с тремя экранчиками вместо традиционных наружных зеркал.

Под капотом Дейзи за передним мостом разместился экспериментальный алюминиевый 6,4-литровый бензиновый V10, один из четырёх изготовленных подразделением Ford Advanced Powertrain. Двигатель атмосферный, 40-клапанный, с системой смазки с сухим картером, его максимальная отдача составляет 613 л.с. и 679 Нм. 6-ступенчатая механическая коробка передач Ricardo отнесена к главному мосту для достижения идеальной развесовки (50/50). 7-спицевые колёса, сквозь которые видны перфорированные тормоза Brembo, для выставочного экземпляра изготовила фирма BBS, они обуты в слики BF Goodrich, но в комплекте есть ещё классический ажурные составные диски BBS и дорожные покрышки Michelin.


Кэрролл Шелби за рулём Ford Shelby Cobra

Читайте также: